Бедная церковь

Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды:
Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их.


Исайя, пророк (41:17)



Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, 
нежели богатому войти в Царствие Божие. 


Лука, сотрудник апостола Павла (18:25)

Несмотря на невероятный успех науки во многих сферах человеческой жизни несмотря на то что на планете Земля выращивается и производится множество продуктов, которых вполне могло бы хватить на целый мир, тем не менее бедность, нищета в мире не исчезли. Есть большая разница, как мне думается, между бедностью, ограниченностью людей в средствах и возможностях и нищетой. Бедных людей много. Здесь ведь много причин: неудачно выбранная профессия, жизнь в стране со слабой экономикой или вообще без таковой, болезнь и еще сотни других. Бедные люди есть и в очень развитых странах. На фоне своих соотечественников они могут позволить себе значительно меньше. А вот нищета — это проблема ужасающая. Она становится причиной болезней и смерти, от голода, например. Бедный человек сохраняет свое достоинство, пользуясь меньшим количеством благ, нищета же вопиюща, она всегда потрясает, обличает, ранит.

В те далекие времена, когда церковь была Церковью, она старалась заботиться и о бедняках, и о людях в крайней степени бедности, живущих в нищете. В каком-то смысле появление института диаконов в ранней церкви связано с этой проблемой. Нужно было кормить людей. Нужно было собрать средства на еду, нужно было вдохновить людей на заботу друг о друге. Так появились специальные люди, которые служили не только внутри общины, но и помогали другим людям, следили за распределением благ и т.д.

По этой причине в обществе, которое наблюдало церковь со стороны, что называется, всегда был запрос на бедную церковь. На скромность и умеренность. Почему? Потому что глава и основатель христианства Иисус Христос был бедняком. Он вырос в бедной семье и не знал изобилия. Его родители были простыми людьми, трудягами, которые потом и тяжелыми усилиями добывали хлеб насущный.

Мне кажется, церковь должна быть бедной. Сразу же поясню, как я понимаю это: она не должна жить в роскоши. Обладая какими-то деньгами, церковь должна направлять их на нужды людей, сохраняя скромное достоинство, присущее Иисусу и апостолам. Церковь может быть нищей в смысле вопиющей нужды, что мы наблюдаем в некоторых регионах Африки, например, но в первую очередь я говорю о скромности и сдержанности в отношении материальных благ в церковных институтах. 

Сегодня наиболее частый упрек, который мы можем слышать в адрес некоторых священнослужителей, — это ничем не оправданное богатство. И чего эти людишки лезут считать чужие деньги? Ну вот так им хочется, это цепляет их, а не христианская проповедь. В чем проблема? В том, что церковь сегодня для многих людей стала просто источником дохода. С одной стороны, ничего плохого в этом нет, священник должен жить «от прихода», от миссии, но проблема возникает тогда, когда люди видят, что священнослужитель, проживающий на пожертвования, может вести более богатую и сытую жизнь, чем трудяга, порой занимающий неплохую должность на хорошем заводе. Один человек рассказывал мне, что, не поступив учиться на таможенника, которым в «лихие девяностые» было так сытно, он пошел в православную семинарию, потому что при наличии хорошего прихода ты всегда «при бабле», а делать, собственно, ничего не нужно. Сейчас спустя двадцать лет он служит на одном из приходов настоятелем. Думаю, что таких не большинство, но они есть, и каждый из них сияет ярче сотни бедных отцов. Работая на топовом предприятии, я общался однажды с его менеджером, успешным человеком. Он делился радостью, что купил из салона новый фольксваген в ипотеку, тысяч за шестнадцать, кажется, и недоумевал, как получается так, что священник с городского прихода имеет три автомобиля, каждый из которых дороже его, и при этом работает лишь в церкви? Как получается, что люди, чья зарплата формируется из пожертвований старушек, могут зарабатывать больше, чем топовые менеджеры на лучших белорусских предприятиях? Загадка. Я уж не говорю о вопиющих историях, когда какой-то монашек на ламборгини врезается куда-то там на МКАДе.

Фото: pixabay.com

Говоря о золотых куполах храмов, богатстве некоторых отцов, люди оправдываются тем, что кто-то это пожертвовал, кто-то захотел и дал, ведь имеет право? Имеет. Но ведь у церкви есть право и не брать деньги, которые предлагается тратить на глупости. Смотреть на купола за миллион долларов, понимая, что в онкологических центрах есть сотни и тысячи людей, жизнь которых может быть спасена и за значительно меньшие средства, выглядит верхом цинизма. Мне кажется, что любой нормальный человек с готовностью отказался бы от богатых храмов и убранств ради того, чтобы не страдали дети. Это совершенно не нужно церкви, это миллионы долларов, выброшенные на ветер. Бог не против богатства. Богатство часто сопровождало великих праведников и не развращало их, но, когда речь идет о церкви, мне думается, Он ожидает скромности. Ведь если верить Библии, источник радости жизни не в этом.

Уже в I веке автор послания к Иакову видит, что руководители церкви, готовы «ублажать» и «лелеять» богатых, пренебрегая бедными. В наше время все только хуже. 

У церкви есть деньги, и они, как и всё, по замыслу Всевышнего должны служить людям. Жизнь одного умирающего ребенка ценнее всех золотых куполов России и Беларуси. Скромность мне представляется христианской добродетелью, очень важной сегодня. Так как вызов бедности вновь брошен и развитым странам.

Я уверен, что можно и нужно покупать хорошие вещи — они служат дольше. Но когда мы позиционируем себя как слуги Христовы или выступаем от имени Неба, здесь скромность сродни красоте.

Православная церковь сегодня (Беларусь, Россия) не готова жить честно. В любой религиозной организации есть «черная касса». И тот самый священник, который принимает вашу исповедь в воскресенье, будет получать деньги официально и из них платить небольшие налоги, а все остальное получит в конвертике. Тот факт, что это сознательный обман государства, священников не смущает. Здесь они поразительно едины даже с атеистами. Они считают, что ничего страшного в том, чтобы обманывать государство, нет. И еще много всяких историй.

Из-за этих историй страдают порядочные священники, которым не повезло быть на «денежном» приходе. Мотивом для служения в другом месте зачастую является не призвание, а чисто финансовый вопрос. И это беда.

Потому что этот вопрос напрямую связан с миссией и авторитетом церкви. Апостол Павел не просто так написал, что «корень всех зол — любовь к деньгам». Христос не просто так говорил, что богатым в рай попасть почти невозможно.

Потому что деньги всегда большое искушение. И не бросаясь в крайности а-ля нищета или роскошь можно иметь насущный хлеб и все необходимое, не становясь искушением для людей.

Мне думается, что Всевышний дает богатство тем людям, которые в силах с ним управиться и не забыть Бога. И нищета, и богатство всегда испытание. Но именно роскошь и невоздержанность церковников часто является тем, что отталкивает людей от церкви.

Полагаю, если священноначалие учтет слабость людей, это приблизит церковь к людям.

В конце концов, так жил Иисус, главный Первосвященник христиан. Во всем, как мне кажется, должен быть здравый смысл и любовь к людям. Я слышал миллион объяснений неоправданной роскоши служителей церкви и их архитектурных сооружений, но всегда в этом было какое-то лукавство. 

Нищета — вызов, с которым церковь сталкивается и сегодня. Нищета греховна и разрушительна. И с этим нужно бороться. Но если глаза ослеплены золотом и сердце озабочено личной заинтересованностью, нищих легко не заметить.

Добавить комментарий