Пасхальное

Бог говорит с нами лицом к лицу только тогда, когда у нас у самих есть лицо.


Клайв Льюис
Христос-Искупитель, Рио-де-Жанейро. Фото: yoursite.ru

Каждая предпасхальная неделя наталкивает меня на множество мыслей. Что это за праздник? Как его праздновать? Почему тысячи людей говорят друг другу: «Христос воскрес!» — и слышат в ответ бодрые голоса: «Воистину Воскрес!»? Это делают люди, которые зачастую большую часть года проживают как абсолютные скептики. Неужели они верят, что Христос воскрес? Почему они так верят? Разве они хотя бы раз в жизни имели опыт воскресения из мертвых? Нет ли во всем этом какого-то лукавства?

Каждый год требует от меня какой-то новой медитации на эту тему. И это непростая задача — будоражить свое сознание попыткой осмыслить хорошо известное старое, чтобы вызвать в себе что-то новое, что-то новое пережить.

Когда погуглил слово «Пасха» в поисковике, один из заголовков звучал так: «Пасха — светлое Христово Воскресение». Так ли это? Любой человек, который хотя бы раз осмысленно прочитал Библию, знает, что этот праздник, Песах, родился внутри еврейского народа вокруг вполне земных событий — освобождения евреев из египетского рабства. По сути в этом празднике отмечается тот факт, что еврейский народ разорвал цепи рабства и стал свободным. Особую роль в этом освобождении играл Бог, который через своего послушного слугу Моисея совершил много чудес, подтвердив, что это дело санкционировано и проведено под неусыпным контролем небес. Вот что об этом празднике говорят книги Библии:

«Господня Пасха начинается в сумерки в четырнадцатый день первого месяца.
В пятнадцатый день этого месяца начинается Господний праздник Пресных хлебов; семь дней ешьте пресный хлеб.
В первый день созывайте священное собрание и не занимайтесь ничем из обычных дел.
Семь дней приносите Господу огненные жертвы, а на седьмой день созывайте священное собрание и не занимайтесь ничем из обычных дел». 
                                                                                           (Лев. 23:4–8)

«В четырнадцатый день первого месяца празднуйте Пасху. Семь дней ешьте пресный хлеб». 
                                                                                           (Иез. 45:21)                                                           

Как мне кажется, главная идея этого праздника — свобода. Бог хочет, чтобы израильтяне были свободны. Хотя в этой свободе есть одно но, необъяснимое для стороннего наблюдателя. Эта свобода заключается в полной зависимости от Бога. Для еврейской традиции быть в гармоничных отношениях со Всевышним — и есть настоящая свобода. Конечно же, такую «свободу» большинство современных мыслителей бы отвергли как еще одну форму рабства. Однако верующих это не смущает. Дело в том, что та же история еврейского народа, описанная в Библии, показывает нам, что они жили в теократии, в некоем подобии демократии, в диктатуре, в плену, под оккупацией. Они знали хороших правителей и плохих. Сегодня им есть с чем сравнивать. И именно зависимость от Бога воспринимается как свобода, возможность быть собой согласно «первоначальной инструкции». В еврейских молитвенниках пасхальное время не зря называется «временем нашей свободы». Исходя из этого в это время логично размышлять о том, что такое свобода, насколько она нужна и в чем она заключается? Для человека верующего время Песаха (Пасхи) — это время благодарности за дар, самый опасный в истории человечества, — дар свободы. Конечно, для религиозного иудея этот праздник и впрямь день воспоминания. Но к веку XXI все человечество и все народы, его составляющие, накопили такой огромный опыт несвободы, что каждый из народов мог бы написать свою книгу Исход. Согласно Еврейской Библии свобода возможна. Источником подлинной свободы является Бог. Свобода возможна тогда, когда всё вокруг тебя говорит обратное.

Христиане сосредоточились на другом аспекте Пасхи. Я бы сказал, что они по-новому ее истолковали в свете учения своего лидера Иисуса из Назарета. Поскольку смерть и воскресение Иисуса случились в пасхальные дни, то дни Пасхи для христиан постепенно начали ассоциироваться не с еврейской историей, а с воскресением их Учителя, с победой над смертью. Ведь не секрет, что смерть — это та «карма», которая неизбежна и как будто обессмысливает все, что есть в жизни. В каком-то смысле все религии — это попытки истолковать смерть, заключить с ней соглашение, преодолеть ее. Именно в учении о том, что Иисус Христос воскрес, заключается главная уникальная претензия и идея христианства. Во всем остальном Иисус часто говорил то, что до Него говорили многие святые и мудрецы древности, великие пророки. 

Сегодня большинство людей, которые приходят в храмы на ночную пасхальную службу с плетеными корзинками, наполненными крашеными яйцами и другой снедью, слыхом не слыхивали ни про какие события Исхода. Они идут праздновать воскресение Христа, Его победу над смертью, в которой для последователей христианства тоже есть надежда. Христиане верят в загробную жизнь с Богом, в то, что человеческая жизнь, трансформировавшись, продолжит свое бытие с Богом. Христианский учитель Павел говорит о том, что именно Христос является настоящим Агнцем Пасхи. Ему люди обязаны жизнью.

«Ведь Христос, наш пасхальный Ягненок, уже принесен в жертву.
Поэтому давайте будем праздновать не со старой закваской порочности и зла, а с пресным хлебом чистоты и истины».                                                
                                                                                           (1Кор. 5:7–8)                                                  


Для христианина время Пасхи — это время размышлений о смерти и о последующей жизни. В каком-то смысле страх перед смертью можно сравнить с тем рабством, из которого были освобождены израильтяне. 

Памятуя о подлинном значении еврейского праздника Пасхи и о смыслах, которые в него вложили христиане, я воспринимаю Пасху как праздник свободы и жизни. Жизни, которая ни на минуту не останавливается. 

Невозможно переоценить важность свободы и недооценить важность христианской надежды на вечную жизнь в гармонии с Богом. Это основные двигатели того, что мы называем духовной жизнью. И каждая Пасха — это существенный повод серьезно подумать об этом вновь.

Добавить комментарий