Молчание ягнят
Все чаще в Русской православной церкви происходят странные и непонятные события. Наиболее уважаемых и известных священников церкви запрещают в служении и лишают сана. Людям, которые годами слушали их проповеди, лекции, читали их книги, становится не по себе. Как такие известные священники вдруг оказались «врагами» церкви? Сложно поверить в то, что диакон Андрей Кураев или священник Алексей Уминский и ряд других священнослужителей сделали что-то такое, что заставило патриарха Кирилла подвергнуть их столь суровому церковному наказанию. С десяток таких же запретов и «разжалований» мы видим и в Белорусской православной церкви. Что, собственно, происходит? Людям, которые сознательно не интересуются церковной повесткой и политикой, эти решения кажутся странными.
На самом деле все преступление многих уже отвергнутых Русской православной церковью священников и прихожан заключается лишь в том, что они молятся не о победе в развязанной Владимиром Путиным войне против народа Украины, а о мире. Казалось бы, ну заменили они в придуманной патриархом Кириллом молитве одно слово «победа» словом «мир». Но нет, в сегодняшней России и Беларуси, где власть силовыми методами удерживается в руках авторитарных режимов, это принципиально важно.
Священники лишены сана из-за политики. Но не они были в нее вовлечены, а их руководство. Мы уже привыкли ко многочисленным встречам и реверансам церковных властей своим жестоким правителям. Можно сказать, такое время, церкви нужно как-то выжить. Но здесь мы видим абсолютно осознанное и преднамеренное решение — служить не Богу, а властям. Руководство Русской православной церкви перестало служить Богу, оно служит тем, кто оправдывает убийство, войну, попрание гражданских прав обычных граждан. Грех «политики» распространился именно на руководство РПЦ МП, а священники, которые пытаются вернуть людей к евангельским ценностям, гонимы. Слушая о страшных приговорах в адрес отцов, все преступление которых заключается в молитве о мире, мы приходим в ужас от того, что это вообще возможно. Многие говорят, «Господь попустил», «есть за что», «патриарх не может ошибаться так часто».
Но Священное Писание знает примеры, когда такое уже было. Читая Первую книгу Царств, мы встречаем там рассказ о священнике Илии, сыновья которого, тоже священники, вели себя неподобающе, оскорбляя Бога своей жизнью, и Бог наказал их смертью. Интересно, что Господь сказал об Илии, который возглавлял священство того времени:
«В тот день Я наведу на род Илия всё, что говорил о его роде, от начала до конца. Я же говорил ему, что род его будет навеки Мною осужден за грех, о котором он знал: сыновья его навлекали на себя проклятие, но он не препятствовал им. И потому Я поклялся роду Илия, что вовек его роду не загладить вины ни жертвоприношениями, ни дарами» (1 Цар. 3:12–14).
Патриарх Кирилл и руководство Русской церкви повторяют грех Илия. Они видят зло и не препятствуют ему, а в нашем случае наоборот помогают его распространению. Оставим руководителей РПЦ МП наедине с Богом, пусть они сами оправдываются перед Ним. Но мы видим из текста, что одна из задач священников — препятствовать злу. И когда священник этого не делает, Всевышний гневается. Второе, что очевидно из этого текста, а также многократно повторяется в истории церкви: высшее церковное руководство может не только ошибаться, но и воевать с Богом, совершать зло и вовлекать в это зло других людей. И здесь каждый, кто считает себя христианином, должен взять на себя личную ответственность за то, как он будет жить и во что он будет верить.
Феномен Русской православной церкви сегодня состоит в том, что, являясь одним из костылей, на которые опираются современные диктатуры, церковь продолжает жить «нормальной жизнью». Люди организовывают выставки, слеты молодежи, пишут книги и открывают храмы, празднуют церковные праздники, организованно не замечая полумиллиона погубленных на войне в Украине, тысяч людей, сидящих в тюрьмах в России и Беларуси, гибели политзаключенных и политических убийств. Священники, большинство из которых движимы не мудростью, а страхом перед тем, что придется работать своими руками и потерять привычный, необременительный доход, молчат, когда лучших из них запрещают и извергают из сана.
Патриарха Кирилла (Гундяева) не остановить. Если он может переступать через Священное Писание, его вряд ли убедят письма в защиту того или иного священника. Митрополит Вениамин (Тупеко), который прекрасно знает, что происходит с несогласными в тюрьмах Беларуси и лично несет ответственность за некоторые уголовные дела против белорусов, спокойно будет выполнять свою роль «карманного митрополита» — он свой выбор сделал. Епископ Антоний (Доронин), за два года уничтоживший все наследие архиепископа Артемия (Кищенко) и сделавший жизнь совестливых священников невыносимой, отобрав у них храмы и изгнав их из епархии, выпьет очередную бутылочку брендового коньяка с друзьями в погонах и будет спать спокойно, как будто не повинен в разрушении десятков жизней. Но это их жизнь, и пусть они сами с ней разбираются. А у каждого человека, который думает своей головой, есть шанс не быть частью этой тьмы, которая накрыла эти замечательные по своей сути страны. Даже когда «церковь» сошла с ума, всегда есть возможность не становиться соучастниками преступлений «иерархов», а жить верой в Бога, ценностями, которые есть на каждой странице Библии, но о которых, увы, руководство забыло.
Человек рождается перед Богом, проживает перед Ним свою жизнь и сам будет стоять перед Ним в последний свой день. Поэтому не нужно бояться самому думать о том, что добро, а что зло, что правда, а что ложь. Плоскость веры дает широкое поле для маневров всем, кто хотя бы внутри себя желает сопротивляться охватившему общество и церковь безумию.