По соображениям совести
Прошедший 11 мая церковный суд над московским священником Иоанном Ковалем событие примечательное и заслуживающее внимания. Оно не совсем удобно и для тех, кто его одобряет, и для тех, кто сочувствует клирику, лишенному сана за антивоенную позицию.
Не секрет, что оставаться служителем Русской православной церкви в настоящее время, полное репрессий и различного рода преследований, можно по двум причинам.
Первая — идеологическая. Многие священники, епископы и миряне РПЦ МП верят в то, что война против Украины дело правильное, нужное и что «все не просто так». Факт этот секретом не является и легко проверяем. Нет ничего удивительного в поддержке русских солдат в так называемой спецоперации, ведь это плоть от плоти и церкви, и государства. Люди верят в ложь, которую распространяет пропаганда, потому что это инструмент самозащиты, иначе психика, которая не будет питаться откровенной и часто дешевой по качеству ложью, просто не выдержит. Русские солдаты убивают женщин и детей, рушат жилые дома, насилуют женщин, грабят оккупированные деревни — для всего цивилизованного мира это факт, который не вызывает сомнений. Для русских — нет. Поверившие в свою «исключительность», они не верят, что это может быть правдой.
Священники, придерживающиеся этой позиции, искренни. Хотя и неправы. По моему мнению.
Вторая группа священников, которые не согласны с теологией войны, с тем беспределом и дичью, которую творит патриарх Кирилл, — это люди, не разделяющие этих взглядов, но из-за денег, положения, боязни потери материальных благ остающиеся частью этой, по их же словам, порочной системы. «Копать не умею, просить стыжусь». Остаться без профессии и навыков для выживания вне церкви — один из основных страхов многих священников. Но для людей, декларирующих любовь к Богу превыше всего, так себе причина для того, чтобы оставаться частью структуры, поощряющей убийство людей в соседней стране. Конечно, есть какие-то исключения. Но они редкие и остаются исключениями. Отец Иоанн Коваль как бельмо на глазу для тех, кто промолчал. Потерял все. Все с нуля. Зато чиста совесть. Но его поступок режет, так как показывает, что есть альтернатива, альтернатива, на которую многие упорно не соглашаются. Хлопотная. Работать придется.
Отец Иоанн — пример того, что можно быть честным человеком до конца и без боязни быть выброшенным за борт. Ведь и за стенами церкви живут люди, работают, размножаются. Процветают. Каждое такое решение патриарха Кирилла — это еще один звоночек к совести священников. С мирян спрос меньше, они ведь действительно часто ищут Бога, не денег ради. Знаю некоторое число священников, которые сознательно, по соображениям совести, ушли из священства в РПЦ МП, чтобы, освоив непростые специальности, трудиться, но сохранять совесть чистой. Общаюсь с ними иногда, и кажется, что им очень хорошо.
Главный вопрос для меня — до какой степени священник может договариваться со своей совестью? Есть ли та граница, за которой уже никак молчать нельзя?