Про Африку
Я — жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить. Альберт Швейцер
Африка для большинства людей — это далекий, загадочный, со своим колоритом материк. В сознании современного человека — беднейший континент планеты. Социологи, экономисты, философы задаются вопросом, почему этот богатейший полезными ископаемыми уголок земли не может подняться с колен? Более миллиарда людей, проживающих в Африке, ежедневно сталкиваются с проблемами голода, недостатка питьевой воды, бесконечными гражданскими конфликтами, то и дело заканчивающимися очередным геноцидом.
Нет ничего удивительного, что земля эта словно магнитом притягивает христианских миссионеров всех существующих конфессий. Такая неразбавленная концентрация человеческого горя, постоянное человеческое страдание побуждают многих альтруистов, филантропов, христианских служителей оставить европейское или американское благополучие, для того чтобы бросить вызов тому, что так просто назвать злом.
Христианская история Африки достаточно древняя и славная. Колыбелью и оплотом, отправной точкой для христианской церкви стал Египет. Особый путь у Эфиопской церкви. Древняя история помнит африканцев, внесших свой вклад в развитие христианского богословия: Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, Афанасия Великого, Киприана и еще немало имен. К сожалению, после исламизации Африки влияние христианства на континент было сведено к минимуму. Что, впрочем, не означало полной капитуляции. Повторное открытие Африки для христианской миссии происходит в ХV–XVI вв. Осуществляют его португальцы и испанцы, за которыми приходят уже все остальные европейские страны. Главный интерес к Африке отнюдь не религиозный, а экономический. Начинает процветать работорговля, из континента выкачиваются ресурсы, отношение к местному населению крайне пренебрежительное. Последующая далее колонизация Африки разделила материк на зоны влияния европейских стран. Лишь немногим государствам удалось сохранить независимость. Христианская миссия, особенно протестантская, совпавшая с колонизацией, зачастую воспринималась как часть этой самой экспансии. Сегодня, когда треть всех африканцев считают себя христианами, трудно себе представить, что к христианству относились враждебно, но какое-то время так оно и было. И если в некоторых странах были достигнуты успехи, то, скажем, православная Эфиопия (Абиссиния) вполне успешно отразила почти все «миссионерские» потуги англичан. Как заметил профессор Болотов в своем небольшом очерке по истории Эфиопской церкви, африканцы понимали, что сегодня приходят миссионеры, а завтра солдаты. Миссионеры сетовали на то, что в африканцах «нет ничего постоянного, кроме их непостоянства». Но тем не менее, через титанический труд, вопреки вопиющей эксплуатации местного населения различные христианские церкви прижились в Африке и впитали ее колорит.
В настоящее время христианство в Африке представлено целой палитрой церквей. Большинство из них — это общины протестантского толка, которые смогли адаптироваться к африканской культуре, трансформировать ее, вплести в свое богослужение. Активно работает католическая миссия. В Восточной Африке с начала XX в. набирает обороты миссия Александрийской православной церкви. Православие приходит в Уганду и Кению и становится сильной, динамично развивающейся частью Александрийской церкви. В течение своей борьбы за независимость православие в Кении было запрещено на короткий период, так как оказывало поддержку освободительному движению, тогда как католики и протестанты по большей части поддержали колониальные власти. Этот положительный имидж очень помог православным после получения независимости.
Сегодня Александрийская православная церковь развернула широкую работу среди местного населения в различных частях Африки. Легендарная и самоотверженная работа греческих миссионеров принесла свои обильные плоды. Православие быстро укореняется и занимает прочные позиции среди местного населения. На развитие всей миссионерской работы в Африке мощное влияние оказала открытая в 1982 г. в Найроби Православная патриаршая семинария архиепископа Макария III. Она готовит священнослужителей для всего африканского континента. После ее открытия в Восточной Африке наблюдается стремительный рост церквей.
Два главных испытания, с которыми столкнулось африканское православие за последние годы, — это испытание ковидом, а также раскольническая деятельность Русской православной церкви Московского патриархата.
Если говорить о Церкви в Африке в период пандемии, то это было непростое испытание для людей, которые любят и хотят общаться. Очные занятия были приостановлены не только в школах Африки, но и в семинарии. Социальная работа также потребовала новых сил и ресурсов. Однако, можно констатировать, что постепенно ситуация выравнивается и начатые проекты продолжают реализовываться.
Вторым серьезным испытанием стала деструктивная деятельность Русской православной церкви Московского патриархата в Африке. Африка с ее потребностью в руках и средствах настолько велика, что она может вместить всех желающих потрудиться на своих нивах. В отместку за признание патриархом Александрийским Феодором II Православной церкви Украины в 2019 г. в Африке была организована структура Русской церкви. Апеллируя в первую очередь к «оппозиции», действуя путем подкупа и обещаний беднейшим африканским священникам материальных благ, «миссионеры» из России смогли привлечь на свою сторону несколько десятков священников. Правда, и те зачастую действовали лукаво, не ставя в известность общины о своем переходе. Некоторые были изгнаны своими общинами. Многие вернулись спустя время. Несмотря на активно развернутую клеветническую кампанию в адрес Александрийской церкви, эта подрывная деятельность, несомненно, укрепила африканское православие. Присутствие конкуренции, хотя бы и такой, побудило руководство местных общин, епископов обратить внимание на существующие проблемы и еще больше сплотить свои общины.
Ключевым христианским служением в Африке является служение детям. Невообразимые для европейцев нищета, голод ежегодно становятся причиной огромной детской смертности. Основные силы и наибольшие ресурсы тратятся на организацию приютов и школ. Поэтому многие африканские священники, начинающие эту важную работу, автоматически становятся «отцами» для десятков, а то и сотен африканских детей.
Имея небольшой опыт работы в Восточной Африке, мы неоднократно убеждались в успешности этой миссии. Конечно, все приюты и школы в Кении очень уязвимы, они не имеют постоянной материальной поддержки, но, вопреки законам экономики, логики, не закрываются, а продолжают свою работу.
Нужно ли сегодня поддерживать христиан Африки? Мое глубокое убеждение в том, что европейские христианские церкви, благотворительные организации должны продолжать свою работу в Африке.
Крайне важным является осознание того, что мы — Церковь. Как известно, у Христа одна Церковь, и зная, что наши братья по вере умирают от голода, болезней, недостатка воды, мы не можем быть равнодушными. Это христианская заповедь — помогать ближним и «носить бремена друг друга». Та огромная солидарность, которая накрыла всех, когда в результате войны люди начали помогать украинцам везде, где только можно, связана с тем, что мы переживаем войну России против Украины как свою. Совсем рядом с нами и нашими родными. Пережить Африку как свою очень важно. То варварство, которое мы наблюдаем уже почти полгода в соседней стране, — это обычная африканская жизнь. Служа африканцам, мы исполняем заповеди Христа.
Африка действительно является одним из самых беднейших континентов мира. Гражданские войны, геноцид, голод, засухи, ВИЧ, вынужденная эмиграция, насилие над женщинами, недоступность медицины и образования — все это широкое поле для деятельности христианских миссионеров. Десятки тысяч детей Африки ложатся спать с пустыми желудками. Эта беда — вопиющая, требующая немедленного разрешения. Это тот случай, когда «промедление смерти подобно».
Занимаясь помощью людям в Африке, христианин приобретает невероятный духовный опыт. Мы часто думаем, что изменяем жизни детей, а на самом деле это они меняют нас. Ежедневная встреча с неприкрытым человеческим горем помогает быть человечнее, помогает встретиться с Богом. Не секрет, что человек куда счастливее, когда может что-то отдавать другим людям, чем когда сам принимает и собирает. Яркие тому примеры Давид Ливингстон, Альберт Швейцер, Шарль де Фуко и многие другие.
Входить в служение в Африке просто. Александрийская церковь очень открыта, если вы открыты и искренни. Начиная свою небольшую работу в Восточной Африке, мы обратились к митрополиту Кенийскому Макарию за разрешением на работу и советом. И мы их получили. Посвятив всю свою жизнь служению в Африке, митрополит обладает колоссальным опытом и может подсказать, где есть настоящая, первоочередная нужда. Как известно, в бедных странах всегда процветает мошенничество. Часто под видом гуманитарной работы разного рода шарлатаны пытаются создавать фиктивные сайты несуществующих приютов и школ с целью личного обогащения. Именно поэтому, работая с Александрийской церковью, вы минимизируете свои риски.
В мире очень много горя. Разным христианам Бог дает возможность помогать разным людям. Это не соревнование, не борьба за грант; каждый должен делать то, к чему его призывает Господь, потому что тогда человек на своем месте. Кто-то трудится в Украине, кто-то в Корее, кто-то в Индии, а кто-то в Африке.
Я думаю, что Африка еще сильно нас всех удивит. Искренняя, почти детская вера — это мощная сила, понемногу преображающая все вокруг себя.