Страсти по Константинополю
Один из самых важных вопросов, беспокоящих православных христиан Литвы: появятся ли в стране приходы Константинопольского патриархата? Напомним, что некоторая часть православных христиан Литвы оказалась без храмов после того, как патриарх Кирилл (Гундяев), глава Русской православной церкви, открыто поддержал «спецоперацию» Владимира Путина против Украины. Этот факт привел к напряженности внутри Литовской православной церкви, которая является частью Московского патриархата. Несколько священников, преимущественно литовцы, инициировали отказ от поминания за Литургией патриарха Кирилла, что в конечном итоге привело к репрессиям со стороны Русской православной церкви. Священники были извергнуты из сана по обвинению в преступном сговоре с целью создания новой юрисдикции. Никакие попытки диалога не получились, митрополит Иннокентий и его помощник епископ Амвросий развернули крупную кампанию по дискредитации священников. Это привело к тому, что священники были вынуждены обратиться с апелляцией ко Вселенскому патриарху Варфоломею, а также присоединиться к нескольким национальным группам, которые просят организовать в Литве приходы Константинопольского патриархата. Известно, что литовские власти активно поддерживают данную инициативу.
Как известно, решения в Константинополе принимаются не быстро. Поэтому православные христиане Литвы находятся на стадии ожидания ответа. Ходить в храмы Московской патриархии они не могут по соображениям совести, так как Русская православная церковь Московского патриархата — единственная христианская церковь, на таком высоком уровне поддерживающая войну и идеи «русского мира». Также есть проблема и с украинскими беженцами, которых сейчас немало в Литве. Они не могут молиться в храмах, где патриарх Кирилл, открыто поддерживающий действия российской армии в Украине, благословляющий убийство их родственников, оставшихся в Украине, поминается как «великий господин».
Помимо священников, храмы Литовской православной церкви Московского патриархата покинуло много прихожан. Это по большей части литовоговорящие люди. Верующие собираются на встречи, где всячески поддерживают друг друга, при этом не служат литургий, не проводят каких-либо священнодействий до решения вопроса со своим статусом.
Интрига заключается в том, что священников наказали за «сговор», который якобы имел место, именно с Константинополем. Но Вселенский патриархат прекрасно знает, с кем и о чем он говорил. Клеветнический характер очевиден, но теперь у Вселенского патриархата появился повод заступиться за верующих и священников. То есть именно митрополит Иннокентий и епископ Амвросий, благодаря абсурдности их обвинений, сделали все, чтобы в Литве появилась новая юрисдикция. Потому что это не только обвинение священников, выступивших против войны, это обвинение самого Константинополя.
Из общения с верующими людьми, ожидающими возможности молиться в храмах, совершенно очевидно, что для них куда важнее не политический аспект, не имущество церкви, а просто возможность поклоняться Богу в рамках своей традиции. И это доброе предзнаменование.
В это же время на наших глазах митрополит Иннокентий превращает Литовскую православную церковь в закрытое, потерявшее уважение и доверие литовцев «русскомирное» сообщество. Хватит ли у ее руководителей смелости перестать проповедовать идеи «русского мира» и скрыто поддерживать братоубийственную войну Владимира Путина, покажет время. Внутри самой Литовской церкви Московского патриархата время от времени звучит риторика о гонениях на церковь. Абсолютное большинство христианских церквей по всему миру осудило агрессию России против Украины. Позиция Русской церкви настолько очевидно антихристианская, что ни о каких гонениях за Евангелие не может быть и речи. Многих беспокоит другой вопрос: после всего случившегося действительно ли Русская православная церковь Московского патриархата является христианской церковью?
В то же время мы надеемся, что с помощью Божьей у всех верующих будет возможность свободно молиться в своих храмах. Но для этого необходима альтернатива. Поэтому многие сегодня задаются вопросом: а где же Константинополь?