Дитрих Бонхёффер
Дитрих Бонхёффер родился 4 февраля 1906 г. в городе Бреслау (ныне Вроцлав), в 1912 г. его семья переехала в Берлин. В 1914 г. началась Первая мировая война, и юный Дитрих мог собственными глазами наблюдать действие военной пропаганды не только среди взрослых, но и среди детей1. Родители Дитриха не разделяли всеобщего воодушевления и не поддерживали эту войну, однако его старшие братья, Карл-Фридрих и Вальтер, все же попали под влияние общественных настроений. Попав в 1917 г. под призыв, они настояли на том, чтобы их отправили служить в пехоту, хотя родители благодаря своим связям могли устроить их в более безопасное место. В апреле 1918 г. Вальтер был тяжело ранен и спустя несколько дней скончался. Гибель одного брата и ранение другого, тяжелая болезнь матери, сраженной горем, голод и тяготы послевоенного времени — все это оставило отпечаток на мировоззрении юного Дитриха.
В 1923 г. Бонхёффер поступил на богословский факультет Тюбингенского университета, а спустя год перешел в Берлинский университет. В 1927 г. он защитил докторскую диссертацию «Sanctorum Communio» («Общение святых»), а в 1930 г. прошел хабилитацию с диссертацией «Akt und Sein» («Действие и бытие»).
Становление Дитриха Бонхёффера удивительным образом совпало по времени со становлением национал-социализма в Германии. Осенью 1923 г. Бонхёффер начал изучать теологию в Тюбингенском университете; в это же время в Мюнхене произошел Пивной путч — первая попытка Гитлера захватить власть. В ноябре 1931 г. Бонхёффер стал пастором; в феврале 1932 г. Гитлер впервые участвовал в выборах. К 1933 г. Бонхёффер достиг своей зрелости как богослов, в этом же году Гитлер пришел к власти.
В первой половине 30-х гг. Бонхёффер, противостоя воинственным реваншистским настроениям в немецком обществе, на которых умело играли национал-социалисты, настойчиво призывал европейских христиан к деятельной миротворческой работе. 9 ноября 1930 г. в проповеди на 1 Ин 4:16 он утверждал: «Одна из главных задач нашей церкви — укреплять и развивать дело мира в каждой стране и во всем мире. Больше не должно такого случиться, чтобы один христианский народ воевал против другого христианского народа, брат против брата, в то время как оба они имеют одного Отца»2.
Этот призыв Дитрих Бонхёффер многократно повторял и в последующие годы. В 1932 г. на экуменической конференции в Черногорской купели (Чехословакия) он прочитал доклад, посвященный богословскому обоснованию миротворческой работы международного союза церквей. Здесь он также говорил: «Порядок, устанавливающий мир во всём мире — это то, чего Бог требует от нас сегодня»3. В современном мире война ни в коем случае не может восприниматься как один из допустимых способов конкуренции между государствами, ибо «современная война… непременно означает самоуничтожение обеих противоборствующих сторон. <…> Она уничтожает как тело, так и душу. <…> Чтобы существовать как явление, война требует идеализации и обожествления, а потому современной войне (т.е. грядущей войне) Церковь должна сказать решительное “Нет”»4.
Буквально через несколько дней после того, как Гитлер был назначен рейхсканцлером Германии, Бонхёффер выступил на радио с докладом «Фюрер и одиночка в молодом поколении», где размышлял о разнице между авторитетом фюрера, базирующимся на «послушании масс», и авторитетом власти как института, основанного на Божьем установлении5. Правитель или государственный институт не должны становиться «последним авторитетом», подменяющим собой Бога; любое государственное устройство должно осознаваться как устройство, основанное на Божьей заповеди. «Вождь и институт, обожествляющие сами себя, насмехаются над Богом… и потому потерпят крах. Только вождь, который сам служит предпоследнему и последнему авторитету [т.е. своему народу и Богу], может рассчитывать на преданность»6, — говорил он.
В 1932 г. внутри немецкой евангелической церкви возникло пронацистское движение «немецкие христиане», которое поставило своей целью создать единую имперскую евангелическую церковь, подчиненную государству, с жесткой централизацией и едиными нормами7. В 1933 г. внутрицерковный конфликт обострился из-за разногласий по поводу «еврейского вопроса». В ответ на требование «немецких христиан» изгнать евреев из немецкой церкви Бонхёффер написал статью «Церковь перед еврейским вопросом», в которой утверждал, что «церковь, которая ставит государственный курс и государственные амбиции выше церковных таинств и выше Евангелия, перестаёт быть Церковью». Размышляя о взаимоотношениях между Церковью и государством, Бонхёффер пришел к выводу, что в ситуации, когда государство перестает создавать и сохранять право и порядок, а напротив, становится источником бесправия и хаоса, Церковь призвана «не только перевязывать раны тех, кто попал под колёса [государственной машины], но и вставлять палки в эти колёса»8.
После того как «немецкие христиане», захватившие власть в церкви, в сентябре 1933 г. сделали «арийский параграф» нормой церковного управления, Бонхёффер приложил все усилия к тому, чтобы оппозиционные пасторы и члены немецкой церкви наконец открыто заявили о своем отделении от «изнасилованной государством» рейх-церкви. В мае 1934 г. на первом синоде Исповедующей церкви9 была принята Барменская декларация10, которая представляла собой богословский ответ притязаниям национал-социалистов на полную власть над Церковью. В частности, в ней заявлялось, что христианская Церковь «своей верой и своим послушанием, своим провозвестием и своим устройством должна — будучи посреди грешного мира Церковью грешников, спасенных благодатью, — свидетельствовать, что она принадлежит только Господу Иисусу Христу, что она живет и хочет жить только Его утешением и наставлением, ожидая Его пришествия»11. В октябре 1934 г. в Берлине-Далеме было принято официальное решение об отделении Исповедующей церкви от немецкой рейх-церкви, которая к тому времени полностью превратилась в организацию, обслуживающую интересы национал-социалистов12.
В период с 1935 по 1940 г. Дитрих Бонхёффер занимался подпольной подготовкой пасторов для Исповедующей церкви, в которую вошли те немногие евангелические христиане Германии, кто отказался променять служение Христу на служение национал-социалистическому режиму. В 1937 г. Бонхёффер опубликовал книгу «Nachfolge» («Следование» [за Христом]). Эта книга была написана в ситуации, когда каждый христианин стоял перед реальным выбором: остаться верным Христу и быть арестованным или присягнуть на верность Гитлеру и жить в безопасности. Бонхёффер предостерегал своих современников от того, чтобы пытаться жить «посередине» между комфортом и Следованием: «Если мы не любим Бога, то мы ненавидим Его. Середины не дано»13, — писал он. Тот, кто хочет следовать за Иисусом, должен быть готов пострадать, ведь Церковь — это «община тех, кто гоним и терпит мученичество из-за Евангелия»14. «Кто не желает брать свой крест, кто боится страданий и опасается не соответствовать запросам других людей, тот теряет общность со Христом, тот уже не следует за Ним»15. Однако страдания за Христа — это «чистая милость и радость», ведь «деяния первых мучеников Церкви свидетельствуют, что Христос для своих верных преображал миг предельной муки в неописуемую уверенность в близости к Нему и общности с Ним. Так, посреди самой страшной пытки, которую они терпели ради своего Господа, им доставалась высшая радость и блаженство»16.
Летом 1939 г. Бонхёффер по предложению своих друзей уехал в США, где для него уже было готово место преподавателя в университете. Однако уже спустя месяц он возвратился на родину, поскольку понял, что в этот трудный период должен быть вместе со своим народом и со своей страной.
В 1940 г. Бонхёффер вступил в ряды заговорщиков против Гитлера. Корни заговора уходили в абвер (службу контрразведки), и Бонхёффер стал одним из ее сотрудников. В это же время он начал работу над «Этикой» — книгой, в которой он старался богословски осмыслить как ситуацию в Германии, так и свое собственное решение принять участие в заговоре. В одной из глав он писал и о том, какие ошибки допустила немецкая церковь, позволив национал-социалистам беспрепятственно вершить беззаконие. «Церковь… исповедует свою боязливость, свою уклончивость, свои опасные уступки. <…> Она молчала там, где следовало бы кричать, ибо кровь невинных вопияла к небу17. <…> Церковь… злоупотребляла именем Иисуса… и с недостаточной решимостью препятствовала использованию этого имени для неправедных целей. Она смотрела спокойно на то, что под личиной имени Христова вершились насилие и несправедливость. Церковь… молча наблюдала ограбление и эксплуатацию бедных, обогащение и коррупцию сильных. <…> Церковь исповедует свою страсть к безопасности, покою, миру, имуществу, славе, на которые у ней нет никаких прав. Так, она не только не сдерживала страсти людей, но и способствовала им»18.
В 1941 г. в Германии начинается новый виток антисемитизма, и заговорщики планируют «Операцию 7» — вывоз нескольких евреев в Швейцарию. Однако правительство Швейцарии отказалось принимать беженцев без крупной суммы денег на их содержание. За эту нелегальную транзакцию, проведенную абвером, впоследствии зацепилось гестапо. 5 апреля 1943 г. в доме Бонхёфферов проходит обыск, а самого Дитриха арестовывают.
Находясь в тюрьме, Бонхёффер ведет активную переписку со своим другом Эберхардом Бетге. В своих письмах Дитрих делится с ним своими мыслями о «безрелигиозном христианстве». В письме от 30 апреля 1944 г. он пишет: «Мы приближаемся к абсолютно безрелигиозному периоду; люди уже могут просто быть нерелигиозными. Те же, кто честно называет себя “религиозными”, не практикуют религии никоим образом; возможно, под “религиозностью” они понимают нечто иное. Христианское провозвестие и теология, насчитывающие 1900 лет, опираются на “априорную религиозность” людей. Христианство всегда было одной из форм (вероятно, истинной формой) религии. Если же в один прекрасный день окажется, что этой априорности вообще не существует, что это была временная, исторически обусловленная форма самовыражения человека, если, таким образом, люди в самом деле станут радикально безрелигиозными — а я думаю, что в большей или меньшей степени это уже имеет место (по какой, например, причине эта война, в отличие от всех предыдущих, не вызывает «религиозной» реакции?), — что это будет значить для христианства?»19 Эти письма, позже изданные в сборнике «Widerstand und Ergebung» («Сопротивление и покорность»), стали предметом интенсивных богословских дискуссий по всему миру, а концепция «безрелигиозного христианства» вплоть до настоящего времени совершенно по-разному воспринимается в разных христианских кругах.
Два года Дитрих Бонхёффер проводит в тюрьме — сперва, пока заговор не был раскрыт, следствие не могло предъявить ему конкретных обвинений, а после провала очередного покушения 20 июля 1944 г. гестаповцы не торопились убивать заговорщиков, стараясь вытянуть из них побольше информации. 9 апреля 1945 г., всего за месяц до победы союзников, Дитрих Бонхёффер вместе с несколькими другими участниками заговора (среди которых был и его старший брат) был казнен в лагере Флоссенбург в Баварии.
Источники
- Супрыгина Г.Г. Дети Германии в прицеле пропаганды в годы Первой мировой войны // Тоталитаризм и тоталитарное сознание / под ред. В.С. Шутова. Томск: Кит, 2015. С. 73 и след.
- Bonhöffer D. Predigt zu I Johannes 4,16 (9.11.1930) // DBW 10. S. 580.
- Ср.: Bonhöffer D. Vortrag in Čiernohorské kúpele // DBW 11. S. 338.
- Bonhöffer D. Vortrag in Čiernohorské kúpele // DBW 11. S. 341.
- Cр.: Bonhöffer D. Der Führer und der Einzelne in der jungen Generation // DBW 12. S. 250-251.
- Ibid. S. 259-260.
- Подробнее см.: Бровко Л.Н. Протестантизм и национал-социализм // Берегиня.777.Сова, 2014. № 4 (23). С. 209.
- Бонхёффер Д. Церковь перед еврейским вопросом // Дитрих Бонхёффер и другие. Христианский просветительский проект [Сайт].
- Исповедующая церковь (Bekennende Kirche) — немецкая евангелическая церковь, которая заявила о своей независимости от национал-социалистического режима и отказалась поддерживать государственную идеологию, вследствие чего находилась под постоянным давлением как со стороны властей, так и со стороны прогосударственной церкви «немецких христиан». Подробнее см.: Бровко Л.Н. Исповедующая церковь. // Православная энциклопедия. Т. 27, С. 615-624.
- Ее большая часть была составлена известным швейцарским богословом Карлом Бартом. Текст Барменской декларации на русском языке можно прочитать здесь и здесь.
- Schmidt Kurt Dietrich (Hg.). Die Bekenntnisse und grundsätzlichen Äußerungen zur Kirchenfrage II: Das Jahr 1934. Göttingen, 1935. S. 94.
- Этот документ, озаглавленный как «Обращение Исповедующего синода Немецкой Евангелической Церкви», можно найти на сайте «Дитрих Бонхёффер и другие».
- Бонхёффер Д. Хождение вслед. С. 115. Bonhöffer D. Nachfolge // DBW 6. S. 170.
- Здесь Бонхёффер цитирует предварительные материалы к Аугсбургскому исповеданию, ср.: Luther M. Werke, Weimarer Ausgabe. Bd. 30 III, S. 181, 25-32 (Artikel 12).
- Бонхёффер Д. Хождение вслед. С. 54. Bonhöffer D. Nachfolge // DBW 6. S. 82.
- Бонхёффер Д. Хождение вслед. С. 54. Bonhöffer D. Nachfolge // DBW 6. S. 83.
- Ср.: Быт 4:10.
- Бонхёффер Д. Этика. С. 120-123.
- Бонхёффер Д. Письмо к Э. Бетге от 30.4.44 // Сопротивление и покорность. 2020. С. 185-186.
Спасибо!
Уведомление: Два подхода к пацифизму: Лев Толстой и Дитрих Бонхёффер — Христиане против войны