История христианства в Литве для чайников. Часть 2
Крещение Литвы и разные унии
После убийства Миндовга Литва снова погружается в язычество. Отдельные князья принимают кто католичество, кто православие. Столкновение двух этих конфессий является основным препятствием для крещения всей страны: с одной стороны, идет борьба католических и православных миссий за Литву, с другой, перед Литвой поставлен важный цивилизационный выбор.
Учреждение Вильнюса и история Виленских мучеников
Около 1295 г. великим князем Литвы становится Гедимин (Гедиминас), который хочет расширить влияние Литвы, сделать ее полноценным европейским государством. Себя он называет королем литовцев и русских (rex Lethwinorum Ruthenorumque). Таким образом, он словно заявляет о себе как об объединителе русских земель — эту идею особенно будет развивать его сын Ольгерд (Альгирдас).
При том, что и Литва, и Гедимин оставались язычниками, он позвал в Литву католические ордены доминикан и францисканцев, выпросил у Константинопольского патриархата учреждение Литовской митрополии с кафедрой в Новогрудке (позже присоединена к Киевской митрополии). В 1323 г. он учреждает новую столицу Литвы — Вильнюс, куда призывает христианских и еврейских купцов и ремесленников из всего мира. Литва становится многонациональным государством под властью литовской династии Гедиминовичей.
Его сын, великий князь Ольгерд (Альгирдас), начинает активную борьбу с Московским государством за статус объединителя русских земель. При этом Ольгерд остается язычником; хоть он и интересовался православием, после столкновения с коррупцией в церкви он написал Константинопольскому патриарху гневное письмо с крылатой фразой: «Лучше поклоняться солнцу, чем богу сребролюбия».
При великом князе Ольгерде были убиты три Виленских мученика — Антоний, Иоанн и Евстафий, известные православные святые. Антоний и Иоанн были воинами, служили при дворе великого князя и у местного священника приняли православное крещение. Во время пира, зная, что был постный день, князья-язычники предложили святым отведать мяса от стола великого князя. Их, отказавшихся, заточили в темницу, пытали, позже повесили на дубе. Вдохновившись их примером, и их двоюродный брат Евстафий стал христианином и был замучен еще более жестоко.
Во времена Российской империи распространялась версия, будто Ольгерд перед смертью принял православное крещение, возможно, даже монашество. Это с трудом вяжется с его письмом патриарху и убийством Виленских мучеников. Литовский историк, профессор Дарюс Баронас считает эту версию российской пропагандой, цель которой — сочинить миф о коренной «русскости» и «православности» Великого Княжества Литовского.
Крещение Литвы и первая уния с Польшей (XIV в.)
После смерти Ольгерда и убийства его брата Кейстута (Кястутиса) начинается борьба за власть между их сыновьями Ягайло (Йогайло) и Витовтом (Витаутасом). Ягайло была предложена корона польского короля, если он крестит и подчинит этой короне Литву. Ягайло принял предложение, стал королем польским, а своему двоюродному брату Витовту оставил править Великим Княжеством Литовским.
В 1385 г. была подписана Кревская уния, по которой Литва, хоть и оставалась отдельным государством, была подчинена польской короне. В 1387 г. Литва была крещена в католицизм, а в 1392 г. Витовт провозглашен великим князем литовским. Для литовского исторического сознания правление Витовта — золотой век средневековой Литвы.
Во времена правления Витовта Великое Княжество Литовское достигло своей максимальной величины, простиралось от Балтийского до Черного моря, объединяло людей разных культур, вер, национальностей. Хотя Витовт был католиком, его замок в Тракае был украшен православными фресками. Витовт как идея олицетворяет собой визию культуры, объединяющей в себе Западную и Восточную Европу, плюрализм литовской культуры.
Для литовского самосознания также очень важна битва под Грюнвальдом (Жальгирисом). Крестоносцы не признали крещения Ягайло и Литвы, объявили его показушным, поэтому продолжали свои походы в Литву. В 1410 г. Ягайло, Витовт и многие князья (среди них и православный святой Феодосий Острожский) собрали армию и разгромили крестоносцев, убив при этом великого магистра ордена Ульриха фон Юнгингена. Этим закончились битвы литовцев за свою государственность.
Государственная и церковные унии
С правлением Витовта в Литве утвердилась литовская католическая династия, при том что большинство жителей Великого Княжества Литовского де-факто были православными славянами. Среди знаменитых православных личностей княжества можно назвать Феодора Острожского, великого гетмана Константина Острожского (он в Вильнюсе отстроил или построил множество храмов, включая Свято-Троицкий монастырь на месте мученичества Виленских мучеников). На территории современной Литвы укоренилось католичество, правда, в селах оно сохраняло элементы двоеверия — жители деревень дальше придерживались разных языческих традиций.
Из-за существующего двоеверия Литва оказалась хорошей почвой для расширения реформации, которая началась в германских княжествах в 1517 г. В 1525 г. в соседней Пруссии лютеранство становится государственной религией и через местную литовскую диаспору начинает свой путь в Литву. Дети литовских князей, учащиеся в университетах центральной Европы, знакомятся с идеями кальвинизма и привозят их на родину.
В 1547 г. лютеранский священник Мартинас Мажвидас издает первую в истории книгу на литовском языке — лютеранский «Катехизис». В «Катехизисе» используется готическая латиница, а так как это первая книга, она содержит приложение — литовский букварь с инструкцией как читать по-литовски. «Катехизис» начинается известными всем литовцам словами: «Братья и сестры! Берите меня и читайте, и читая понимайте…».
Новая религиозная нестабильность в Великом Княжестве началась в то же время, что и крупные военные конфликты с Московским государством, среди которых особенно ослабила Литву Ливонская война (1558–1583 гг.). В связи, в первую очередь, с внешними угрозами в 1569 г. Великое Княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию и создали новое государство — Речь Посполитую (Польско-Литовскую республику — Regnum Poloniae Magnique Ducatus Lithuaniae).
Протестанты Речи Посполитой (лютеране, кальвинисты и чешские братья) в 1570 г. подписали собственную Сандомирскую унию, по которой хоть и не нашли общего вероисповедания, но обязались выступать общей силой в защиту прав протестантских общин. Это стало особенно актуально в последующие годы, когда католическая церковь начала в Литве контрреформацию — реакцию на протестантизм.
В рамках контрреформации орден иезуитов в 1579 г. учредил в Вильнюсе первый университет — Вильнюсский университет. Иезуиты начали широкую кампанию образования и катехизации, полемизировали как с протестантами, так и с православными. Контрреформация по сути прошла успешно, и католическая церковь сохранила свои позиции в литовском обществе; литовский протестантизм закрепился в основном в диаспоре (Прусии); из знатных семей кальвинизм сохранила только часть Радзивиллов. До наших дней центрами литовского кальвинизма остались Шилуте и Кедайняй, лютеранства — Таураге и Клайпеда, хотя, конечно, все религии Литвы представлены в столице Вильнюсе, где имеют свои административные центры.
Православие в конце XVI в. переживало кризис. После падения Константинополя в 1453 г. власть Константинопольского патриархата в Литве ослабла, возникли конфликты местных братств православных мирян и епископата. Обновление католичества во время контрреформации делало католическую церковь привлекательной, при этом православные Речи Посполитой не имели равных прав с католиками. В этом контексте в 1596 г. была подписана Брестская уния, которая разрешала православным принимать католическую веру при сохранении внешнего православного обряда. Конечно, далеко не все хотели принимать унию, и начался конфликт между православными и униатами (грекокатоликами).
С этим временем и Литвой связана история самого знаменитого униатского (грекокатолического) святого — Иосафата Кунцевича. В подростковом возрасте он вместе с семьей переехал в Вильнюс, где учился у иезуитов. Там же в 1604 г. был пострижен в монашество и основал грекокатолический орден василиан, ратовал за распространение унии (которую воспринимал как восстановление единства церкви) и был прозван православными «душехватом». Он стал архимандритом конфискованного у православных Свято-Троицкого монастыря, а позже епископом Полоцким. Во время конфликта с православными в Витебске был убит толпой. Позже прославлен католической церковью как мученик.
По другой стороне улицы от Свято-Троицкого монастыря на частном участке православные построили другой монастырь. Престольным праздником они выбрали следующий день литургического календаря — день Святого Духа. Так в 1597 г. появился Свято-Духов православный монастырь, напрямую подчиненной Константинопольскому патриарху.
Первый архимандрит Свято-Духова монастыря, Леонтий Карпович, отказывался принимать унию, выступал с критикой католицизма. За это он был заключен в тюрьму, подвергался мукам. После освобождения он скоропостижно скончался, местными православными считался исповедником, а в XXI в. был официально прославлен как святой православной церкви.
Несмотря на возрождение православия, его культуры и образования в Речи Посполитой начала XVII в., уния делала успешные шаги к продвижению. В 1648–1654 гг. часть православных приняли участие в восстании Богдана Хмельницкого и перешли под власть Московского государства. Московский патриархат фактически утвердил в тех землях свою власть, а в 1686 г. Константинопольский патриарх наделил Московского патриарха правом рукополагать Киевских митрополитов. Московский патриарх начал претендовать на власть над всеми православными Речи Посполитой. Многие граждане и архиереи Речи Посполитой не признавали власть Москвы и переходу в Московский патриархат предпочитали принимать унию. Таким образом, к концу XVIII в. православных в Речи Посполитой почти не осталось, все либо приняли унию, либо перешли в римокатоличество (так как по факту униаты в католической церкви не были равны римокатоликам).
В то время как число православных уменьшалось, увеличивалось количество старообрядцев — в XVIII в. началась их массовая миграция из Российской империи в Речь Посполитую. Этому способствовали их преследования в Российской империи и многоконфессиональное общество Речи Посполитой, где они становились всего лишь еще одной конфессией. В 1772 г. в стране жило 180 тыс. старообрядцев-беспоповцев, они принадлежали феодосиевскому (не признававшему таинство брака) согласию. В XIX в. большинство общин уже были поморскими, что сохранилось до наших дней.
Продолжение следует…