«Сядут все»
Мы уже давно наблюдаем за «жизнью» Белорусской православной церкви, ожидая, когда же наконец эта «церковь» явит себя миру во всей своей красе. Зачем? Не знаю, но и взгляд от нее оторвать сложно. В Беларуси после 2020 года православие как древняя христианская традиция исчезло, осталось «белорусское православие». Что это? Это беспомощный имитирующий монаха митрополит в абсолютном, рабском подчинении у самоназначенного президента, это молчащие епископы и толерантные к любому проявлению насилия и беззакония священники, которые из боязни жить «от рук своих» будут терпеть любой режим, «абы ціха было». Есть исключения, но они исключительны. И вот в сети оказался слив или целенаправленный вброс двух документов, которые описывают «духовную жизнь» белорусского православия. Некто Шевченко С.Е. (отцы говорят «а-ля Бондарева минского розлива») обратился к руководству Русской и Белорусской православных церквей, патриарху Кириллу (Гундяеву) и митрополиту Вениамину (Тупеко) с просьбой разрешить в храмах устанавливать скамейки ради комфорта верующих.
Кажется, «вау» началось: теперь церковь будет заботиться о комфорте прихожан. Автор письма преувеличивает значение этого небольшого изменения, но хотя бы что-то. Человек, богословски грамотный, порадовался бы, ведь он понимает, что большинство форм современного литургического благочестия высосаны из пальца, пришли от людей, умерших тысячи лет назад, никак не обоснованы Новым Заветом — ну, этакое творчество Церкви, ее рост. Как говорится, ну и Бог с ним. Делайте. Христос проводил первую Евхаристию полулежа и ничего, а здесь — сидеть во время служб, некоторые из которых длятся по несколько часов, круть! Пережить богослужение станет легче для многих крещеных. Но в письме этом есть один интересный посыл, который меняет суть дела, но зато показывает, чем, или точнее кем, движима эта структура в Беларуси. Это обращение внимания на предложения Лукашенко позаботиться о людях, привнеся такие важные изменения. Ибо он, Лукашенко, всегда думает только о народе, о его благе. Мол пусть сидят в церкви. И вот уже спустя время за подписью митрополита Вениамина и секретаря Волкова выходит письмо, которое гласит следующее:
Поняли? Теперь жизнь православной церкви регламентируется не Священным Писанием, ни даже канонами Церкви, теперь и для Православной церкви Беларуси наступило время, когда она будет жить в соответствии с «озвученной Главой государства позицией». Позиция, конечно, эта известна, но как приличные люди обсуждать ее здесь мы не будем. Лукашенко управляет Белорусской церковью через аватар митрополита Вениамина. Годами молодежь и священники просят внести разнообразие в литургическую жизнь, разрешить читать тексты на русском или родном языке — безрезультатно. Всем наплевать. Но вот сказал Лукашенко: нужны скамейки, — и Вениамин побежал демонстрировать лояльность. Лукашенко понять можно, он типа «политикой занимается», голоса собирает, а как понять человека, носящего монашескую одежду, поддерживающего пытки, убийства, несправедливые расправы над священниками, игнорирующего тысячи заключенных и обиженных? Скамейки? Серьезно? И дело-то хорошее. Наше богослужение уже давно находится в таком положении, что в народе говорят «выстоять службу», «отстоять службу», как сводки с войны — «отстоять отчизну», «выстоять под Сталинградом». Но! Почему, когда об этом просят молодежь, священники, активисты, всем все равно, а когда об этом говорит по своему заявлению «православный атеист», которому регулярно предоставляют кафедру, все летят выполнять любой его запрос?
Ну решили Лукашенко и митрополит Вениамин посадить всех на скамейки. Посадят. Они в паре это делают блестяще. Но что это изменит? А ничего. Церковь как пространство свободы, мысли отсутствует в Беларуси — остался православный БРСМ с крестами и золочеными куполами — в душе пусто.
Как заметил кто-то, когда церковь начинает спать с государством, она становится бездетной. Так и есть. Картина на сегодня? Люди, имитирующие церковь, ее руководство, зарабатывают деньги, устраивают свои жизни, жизни своих детей и любовниц, «холопы» жертвуют на эту жизнь, молодежь, адекватная и образованная, оставляет эту фабрику лжи. Все довольны, всем все равно.
Будем сидеть тихо, благо будет на чем.