Антанас Мацейна
Множество людей влияют, воздействуют на нас каким-то определенным образом. С некоторыми мы знакомимся по житиям святых, по молитвенной связи — обращению к ним. Других (а их большинство) мы встречаем в своей жизни. И каждый по-своему на нас влияет — положительно или отрицательно. И встреча может быть даже совсем недолгой, но след от нее бывает значительный и глубокий. А множество людей мы встречаем в… книгах. Ведь читая, мы общаемся с ними — соглашаемся, дискутируем, спорим, подражаем или нет, потом цитируем понравившееся, прочитанное применяем в своей деятельности, общении, жизни. И таких книг также очень много, а через книги — таких людей…
Как-то одним летним днем захожу в книжный магазин и вижу распродажу некоторых изданий. Беру в руки, смотрю содержание, читаю некоторые строки на разных страницах и… понимаю, что этот автор пишет «для меня». И темы, и слог, изложение — все для меня. Но вижу этого автора впервые — Антанас Мацейна… Купил три его книги, иду домой и по дороге еще успеваю прочесть несколько страниц. По пути захожу в монастырскую библиотеку, где в то время я работал, и говорю своей коллеге: «Нам надо иметь эти книги в библиотеке — они чудесны! А пишет как! А темы какие!» А в библиотеке за столом с журналом в руках сидела какая-то женщина, услышала мои слова и спросила: «Вам нравится Мацейна?» — «Я только что с ним познакомился (через эти книги, разумеется), для меня это открытие, и я сразу понял (кстати, до сих пор так думаю), что он — мой автор!» Вдруг эта женщина говорит: «Мне очень приятно, я — невестка Антанаса Мацейны…» Бывает и так, бывают и такие встречи…
Антанас Мацейна родился в 1908 г. в Сувалкии (регион Литвы), д. Багренай Мариямпольского уезда. После гимназии поступил в духовную семинарию, но, проучившись там два года, по совету руководства прервал обучение — понял, что духовный сан не для него. Изучал богословие, потом филологию (литовский и немецкий языки), теоретическую педагогику и философию. Учился в Лювене, Фрайбурге, Страсбурге, Брюсселе. Докторскую диссертацию защитил на тему «Национальное воспитание» (1934 г.). В Каунасском университете преподавал педагогику, методику научной работы, философию культуры, историю педагогики. Активно участвовал в молодежном движении, создавал концепцию совершенствования демократического государства. Академическая молодежь его считала своим предводителем и вдохновителем. Был женат, имел двоих детей. В конце Второй мировой войны вынужден был покинуть Литву, до своей кончины жил в Западной Германии. К сожалению, его семье не удалось выехать, она осталась в оккупированной советами Литве.
С 1949 г. Мацейна вел философские семинары в Вюрцбурге, но с 1956 г. был приглашен во Фрайбург, где преподавал русскую философию и духовную историю Восточной Европы. С 1959 г. в Мюнстерском университете преподавал курс русской и советской философии, позже — философию религии. Для таких курсов он выучил русский язык, студентам открывал глубину религиозной философии и абсурдность материализма и атеизма, так насаждаемых в Советском Союзе. После смерти первой жены (в оккупированной Литве) Мацейна женился во второй раз на немке, выйдя на пенсию много писал, особенно углублялся в религиозную философию. Ему пожизненно присвоено звание профессора. Писал и поэзию (под псевдонимом Антанас Ясмантас). Так Богом было дано, что он три года не дожил до независимости Литвы, умер в 1987 г. в день своего рождения 27 января. Похоронен недалеко от Мюнстера.
Наследие Антанаса Мацейны — 14 объемных томов, изданных на литовском языке (каждый в среднем по 500–600 страниц). Это самый плодовитый религиозный философ Литвы, создавший свою философскую систему (синтез идей Боэция, С.Булгакова, В.Лосского, С.Франка, В.Соловьева, М.Хайдеггера). Обобщая, можно сказать, что Антанас Мацейна — писатель, поэт, философ, христианский экзистенциалист, педагог, богослов. Уверен, что 99 % читающих эти строки не знали о нем. Пусть и для вас это будет открытием.
Поражает широта тем его размышлений, достаточно открыть хотя бы названия или содержание любого его сочинения:
- «Великий инквизитор» (1946) — попытка философской интерпретации «Легенды о Великом инквизиторе» Достоевского.
- «Тайна беззакония» (1964) — попытка философской интерпретации «Краткой повести об Антихристе» В. Соловьева.
- «Драма Иова» (1950) — попытка философской интерпретации Книги Иова с позиций религиозного экзистенциализма.
- «Социальная справедливость» (1938).
- «Падение буржуазии» (на основе прочитанного им курса «Буржуазия, прометеизм и христианство», 1940).
- «Песня солнца» (посвящена жизни и деятельности св. Франциска Ассизского, 1954).
- «Большая Помощница» (о Богородице, 1958).
- «Агнец Божий» (как Христа переживает Восточная Церковь, 1968).
- «Церковь и мир» (о проблемах, поднятых на Втором Ватиканском Соборе, 1970).
- «Большие вопросы современности» (о проблемах, поднятых на Втором Ватиканском Соборе, 1971).
- «Христианин и мир» (о теологии культурной деятельности христианина, 1973–1974).
- «Философия религии» (1976).
- «Смысл и происхождение философии» (1978).
- «И никогда домой» (поэтический сборник, 1981).
- «Изморось» (поэтический сборник, 1964).
Некоторые его книги переведены и на русский язык («Драма Иова», «Великий инквизитор», «Тайна беззакония», «Падение буржуазии», «Бог и свобода») — очень советую прочесть тем, кто не владеет литовским языком.
Есть такая поговорка: «Если человек может не писать, то лучше не надо». Может, скажу слишком субъективно, но по отношению к Антанасу Мацейне нужно было бы сказать наоборот: если может писать — пусть пишет. Вся его жизнь и деятельность говорит об очень важной черте его личности: он отвечает за каждое слово — перед Богом и людьми. Подумаем вместе с Антанасом Мацейной о «вечных вопросах» нашего бытия, над которыми он размышлял с благодарностью Богу и молитвенной просьбой вести его и приоткрыть смысл и цель существования всего, а особенно человека.
Спасибо!