Книга чисел
Наружный блеск рассчитан на мгновенье, А правда переходит в поколенья. И.В. Гете. Фауст Иногда полезно все потерять, чтобы понять, чего тебе действительно не хватает. Кл. Льюис
Уже само название книги — «Числа» — может повергнуть «гуманитария» в некоторый трепет. Четвертая книга Торы для многих романтически настроенных христиан представляется серьезным испытанием. И правда, когда начинаешь читать эту книгу, вдруг обнаруживаешь перечисление имен, в которых очень сложно найти какой-то духовный смысл, для того чтобы применить его к своей жизни в настоящее время. Но нужно помнить, что первые пять книг Библии тесно связаны друг с другом. И для того чтобы видеть смысл всего написанного, нужно читать книги по порядку, не теряя общей мысли.
Нам часто кажется, что жизнь духа — это некая высокая заоблачная жизнь, где есть Всевышний, сонмы ангелов и святых людей. В ней нет ничего рутинного, ведь это высочайшая из возможных жизней. Такие представления о духовности разбиваются лишь о наш собственный опыт непребывания на высотах духа вопреки всем усилиям, которые мы предпринимаем. Книга Чисел учит нас, что Бог — во всем, даже в том, что кажется нам пустыней, бездействием.
Книга Чисел (בְּמִדְבַּר, Бе-мидбар, буквально «В пустыне») — четвертая книга Пятикнижия. В Талмуде это единственная из книг Пятикнижия, которая имеет особое название — «Хуммаш ха-пкудим» (Иома 3:1 и в других местах; буквально «Раздел исчисленных»); в Септуагинте она названа «Чисел книга», и отсюда через Вульгату это название вошло в переводы Библии на современные языки.
О чем эта книга? В первую очередь о развитии — развитии еврейского народа, его отношений с Богом и окружающим миром. С одной стороны, эта книга о странствии от Синая до Моава. Но в то же время это путешествие полно событий и того, чего мы раньше не видели.
Вся книга построена вокруг четырех кризисов, которые переживал сам Моисей и еврейский народ.
Первый кризис — это когда брат и сестра Моисея, Аарон и Мариам, восстали против Моисея. Формальным поводом для этого послужила жена Моисея из земли Куш. Но на самом деле это было восстание против авторитета Моисея, его права в некоторых вопросах принимать единоличные решения — «разве с Моисеем только говорит Бог?» Бог подтвердил то, что Он избрал именно Моисея быть лидером народа, и сурово наказал его восставших родных. Впрочем, по молитве Моисея они были помилованы (Числа 12). Политический кризис.
Второй кризис был спровоцирован вернувшимися из Ханаана разведчиками, которые подтвердили, что земля прекрасна, но на ней живут люди, которых не победить. Этим они ввели в искушение народ, и тот начал бунтовать против божественного повеления занять обетованную землю. Кризис веры.
Третий кризис связан с попыткой «изменить» религиозную и политическую жизнь народа. Трое известных людей Корей, Дафан и Авирон подняли восстание против Моисея и Аарона, желая изменить политическую и, в еще большей мере, религиозную жизнь народа. По всей вероятности, ими двигала зависть, так как Моисей и Аарон пользовались особым божественным расположением. Народ, «уставший» от Бога и правления своих лидеров, легко пошел за бунтовщиками. Но все они были остановлены Богом и сурово наказаны. Религиозный кризис.
Последний кризис — нравственный. Народ-«богоносец» бросается в омут идолопоклонства и блуда, как будто и не было никакой славной истории общения с Богом. Этот кризис заставляет нас задуматься о природе веры и о том, почему, зная как надо, человек так часто выбирает абсолютно противоположное.
Это не единственная сюжетная линия книги, она богата множеством историй, которые способны побудить читателя к серьезным размышлениям о Боге и жизни.
Наверное, главное, что видит читатель при чтении этой книги, — это процесс развития народа Божьего. Видит, как трудно дается человеку быть с Богом, быть послушным тем законам, ценность которых, возможно, ему не до конца понятна. Эта книга не только о поражениях, разочарованиях. Она также об упорстве, которое должен проявлять каждый человек на своем духовном пути. Самом важном в жизни пути.