История христианства в Литве для чайников. Часть 3
Жизнь в Российской империи
Внешне и внутренне ослабевшая Речь Посполитая стала легкой добычей для соседних империй. В 1772, 1793 и 1795 гг. произошло три раздела Речи Посполитой между Прусским королевством, Российской империей и Австрийской империей. Жители современной Литвы были разделены между двумя государствами — Пруссией («Малая Литва») и Российской империей (большая часть населения, «Большая Литва»).
Религиозная политика Российской империи в Литве
В Российской империи активно проводилась политика насаждения православия. Униатское управление было де-факто отрезано от Рима, закрывались римокатолические учебные заведения, государство вмешивалось в процесс избрания епископов. После первого польско-литовского восстания в 1830–1831 гг. в Полоцке был организован собор, на котором униатский митрополит Иосиф Семашко попросил императора и Священный синод Российской церкви принять униатов в православие. Была учреждена Виленско-Литовская епархия (и другие епархии) Российской православной церкви. 1,6 млн. униатов стали православными, уния оказалась вне закона.
В Литве началась конфискация римокатолических и грекокатолических храмов, превращение их в православные. Например, костел Святого Казимира был конфискован и превращен в православный кафедральный собор свт. Николая.
После второго восстания в 1863–1864 гг. началась новая волна пропаганды православия. В Вильнюсе начали уничтожать следы «неправославной» архитектуры в фасадах древних храмов, по всей Литве началось строительство новых православных храмов. Только в 1863–1875 гг. было построено 14 храмов из примерно 60 современных православных храмов Литвы, из них 4 — имени блгв. князя Александра Невского (символа победы над «католической экспансией»). Также в то время католические храмы часто превращали в православные.
Некоторые храмы строили в новых русских поселениях, другие — рядом со старообрядческими, для обращения старообрадцев. За пределами Вильнюса не найдется древних православных храмов, почти все они построены в XIX–XX вв.
Запрет литовской печати и книгоноши
Самым сильным ударом по литовской культуре как наказание за восстание был изданный в 1865 г. указ о запрете литовской печати латинскими буквами. Царская власть требовала, чтобы литовские книги издавались только кириллицей. Тем самым власти пытались приблизить литовскую культуру к русской.
Запрет литовской печати привел к удивительному феномену в истории человечества: появлению движения книгонош — «контрабандистов», доставлявших литовцам нелегальные книги на литовском языке. Центром литовской печати стала Малая Литва — литовцы, которые после разделов Речи Посполитой оказались под властью не России, а Пруссии. Там литовская печать оставалось легальной, и книгоноши, взяв литовские книги, пытались прорваться через пограничников и жандармов, чтобы доставить книги разным семьям.
За каждую найденную книгу жандарм получал премию в размере 10 копеек, за пуд газет или других изданий — 10 рублей (большие деньги по меркам тех времен). Книгоноша за свою «контрабанду» мог получить срок и ссылку. Очень много книгонош было поймано и наказано, но благодаря им литовская книга не перестала существовать.
Семьи тоже должны были быть осторожными — за найденную книгу можно было также получить наказание. Появился феномен тайной «домашней» школы, когда родители втайне от властей учили детей читать на литовском языке.
Это время называется «национальным возрождением», так как борьба за свой язык и свою культуру парадоксально сплотила литовский народ. Особенно важными для этого движения были газеты «Аушра» («Заря») и «Варпас» («Колокол»), которые для Большой Литвы печатались в городах Малой Литвы — Тилже (ныне Советск) и Рагайне (ныне Неман). Их редакторами были доктора Йонас Басанавичюс и Винцас Кудирка. В «Варпасе» 1898 г. Кудирка разместил песню собственного сочинения о Литве, которую назвал «Национальной песней». С 1919 г. она стала гимном независимой Литвы.
Католическая и протестантские церкви Литвы хранили традицию литовской печати, это было менее актуально для православных и старообрядцев, которые в основном были русскоязычными. В миссионерских целях Священный синод в 1887 г. на кириллице издал литовский перевод православной Божественной литургии, но степень его использования достоверно неизвестна. В основном православные литургии совершались на церковнославянском, проповеди произносились на русском языке.
Старообрядцы Литвы, хотя и были русскими, тоже терпели от царской власти. Изначально старообрядцы переселялись в Речь Посполитую в бегах от Российской империи, но после разделов государства опять оказались российскими подданными. Литовские старообрядцы были беспоповцами, то есть не имели священников. Изначально большинство из них принадлежало феодосиевскому согласию, в XIX в. основным стало менее радикальное поморское согласие. В то же время среди них началась миссия Российской православной церкви.
Часто в литовской провинции, где есть старообрядческие храмы, можно встретить в том же поселении и православный храм с таким же названием. Часто это реликты тех времен, когда православные храмы строились с целью обратить «раскольников», как тогда официально называли старообрядцев. Существовали и единоверческие общины, которые придерживались старого русского обряда, но были в подчинении православной церкви.
Конец репрессивной политики
В церковном плане одним из резонансных происшествий, остановившим давление на иноверных в Литве, была Крожская резня. В 1893 г. в Кражяй по приказу императора Александра III был закрыт бенедиктинский монастырь и местные власти должны были обеспечить разрушение костела. Когда прибыли полицейские и жандармы, местные католики оказали сопротивление. Силовики убили 9 человек, около 50 ранили, 69 человек было высечено, 35 приговорено к тюремному заключению.
Литовская эмиграция подняла шум в газетах, весть о резне облетела весь мир. В результате большого резонанса уже другой царь, Николай II, многим осужденным заменил каторгу на тюрьму, отменил приказ разрушить храм, он был просто закрыт. После резни религиозная политика в Литве стала мягче.
В 1904 г. царь Николай II отменил запрет литовской печати, в 1905 г. издал декрет «Об укреплении начал веротерпимости», таким образом увеличив свободу неправославного населения Российской империи. Но национальное движение за годы репрессий уже окрепло, лидеры движения за мягкость по отношению к России критиковали даже папу римского, а новые свободы уже не повлияли на желание литовского народа жить в независимой Литве.
Продолжение следует…