«Странная Литва»
Вышел в свет третий номер газеты «Православная Литва». Поскольку ее учредители и работники с завидным постоянством вспоминают в ней людей, которые перестали посещать церкви Московского патриархата в Литве, то будет справедливым дать краткий обзор нового номера с нашей стороны. Что сказать читателю? Если имеющие такую возможность еще не купили и не прочли третий номер этой газеты, то даже не думайте это делать. Не знаю, на безвозмездной ли основе распространяется газета, но если нет, то лучше пожертвуйте деньги профессиональным нищим, которых так много можно увидеть в центре Старого города, рядом с тем же монастырем.
За что можно похвалить газету? Наверное, за то, что она удачно издана на двух языках — русском и литовском. Такие вещи нужно было делать уже очень и очень давно. Имеет смысл в Литве заниматься миссией на литовском языке, переводить богослужебные тексты (что делалось), издавать книги, делать передачи.
«Пресвятая Богородица, помогай нам!»
Такой заголовок украшает титульную страницу третьего номера. В статье рассказывается о том, что в Вильнюс из Каунаса «прибыла» (как известно, иконы сами никуда не прибывают, их привозят) чудотворная икона — особо почитаемый в Литве Сурдегский образ Божьей Матери. Редакция сообщает нам, что «тысячи» верующих со всех уголков Литвы приняли участие в крестном ходу, посвященном этому событию. Ну здесь, конечно же, смущают эти «тысячи». Я бы использовал библейский термин «тьма тем» — и красиво, и непонятно. Откуда тысячи? Да, народ собрался, но уж прям так и тысячи? А где эти тысячи после крестного хода? Любой житель Вильнюса, придя в Свято-Духов собор на вечернюю службу, не всегда и десяток верующих там насчитает. Посыл такой: нас тысячи! нас много! мы сила! с нами нужно считаться! Ну, тысячи, так тысячи.
Очевидно, что статья выпущена без богословской редактуры. Потому что любой студент семинарии знает, что «поклоняться» иконам нельзя. Более того, Священное Писание запрещает любое поклонение предметам и изображениям, кроме как Господу. И это совсем не протестантизм, это Библия. Если человек не видит разницы между почитанием иконы и поклонением ей, то, пожалуй, всей литовской митрополии можно поставить двойку за миссию. Так и появляются магизм и «православное язычество». Пируэты на тему того, что через образ Божьей Матери поклоняются Богу, едва ли уместны. Конечно, думаю, большинство отцов сами по себе достаточно образованны, чтобы относиться к иконе православно, но, как известно в народе, люди столь тонкими размышлениями себя не занимают.
Для людей, загрустивших от такого серьезного старта и первой статьи, в правом нижнем углу, шрифтом поменьше, маячит анонс: «Лимонное желе для Кати». Обнадеживающе. История и впрямь хорошая.
«Приобретайте себе друзей на небе, они помогут вам спастись»
На второй странице вы найдете слово архипастыря митрополита Иннокентия, которое произнесено (или написано) в контексте события, описанного на первой странице. Здесь не может не радовать, что владыка разницу между «поклоняться» и «почитать» знает. Слово в целом достаточно привычное. Для любителей фото владыки и православного богослужения на второй странице аж целых три красивых фотографии.
«Молитва за умерших — наш долг любви»
На странице третьей вы найдете статью на тему молитвы за умерших. Ее автор — епископ Тракайский Амвросий. Владыка говорит о православной традиции молитвы за умерших, богослужениях и событиях церковной жизни, приуроченных к таким молитвам. Однако нужно отметить, что тему для статьи епископ Амвросий выбрал «самоубийственную». Священное Писание ничего не говорит о долге перед умершими молиться за них. Этому никогда не учил Иисус Христос, никогда не учили апостолы. Во всей Библии нет ни одного текста, повелевающего делать это. Совершенно очевидной представляется идея, что молитва за человека имеет смысл, когда он жив. Главные вопросы темы, такие как: «Зачем молиться за умерших?», «Можно ли «отмолить» атеиста после его смерти?», «Какие вообще есть основания для такой молитвы?» — остались нераскрытыми. И это, пожалуй, не вина епископа Амвросия. Ответов на эти вопросы в писаниях нет. Все, с чем мы имеем дело, это традиция, никак не связанная с апостольским учением, но уже давно прижившаяся в церкви.
Традиция молитвы за умерших имеет и вполне земной бонус. Записочки «за упокой» дают некоторое психологическое успокоение людям, их подающим, а для самой церкви это надежный и постоянный источник дохода. Ибо, как известно, молиться за кого-то бесплатно очень сложно.
Также на третьей странице вы найдете церковный календарь. Что и впрямь очень удобно.
Вопросы священнику. Новости
На четвертой странице газеты читатель может порадоваться тому, что в Романовском храме обновили крыльцо (с чем мы действительно приход поздравляем, это один из самых активных и привлекательных храмов Вильнюса), прочесть про благотворительную ярмарку в Знаменском храме (что тоже замечательно), а также узнать о рукоположении нового священника и субботнике на Евфросиниевском кладбище. Хотя по поводу субботников, хотелось бы предостеречь организаторов такого без сомнения богоугодного дела: во-первых, организовывать такие вещи в субботу — это прямое нарушение одной из десяти заповедей, ведь как известно, в православии суббота — также праздничный день; во-вторых, желательно бы, чтобы такие мероприятия назывались по-другому. Коммунисты, придумавшие субботники, закладывали в них также антирелигиозные посылы.
Ну и гвоздь страницы — это «Ответы священника на вопросы». Отвечал на вопросы читателей отец Олег Шляхтенко. Особенно интересен момент, когда верующий РПЦ МП, причастившийся по незнанию во время Литургии в ПЦУ (Православной церкви Украины Константинопольского патриархата), спрашивает, грех ли это и нужно ли его исповедовать. Отец Олег «жжет напалмом» сердца и говорит, что грех и покаяться нужно.
Читал я ответ отца Олега, и вспомнился мне другой студент Минской семинарии, выпускником которой является отец Олег. «Уже на третий курс перешел. Наверное, нужно уже Библию купить и почитать», — сказал этот корифей. Ответ священника никак со Священным Писанием не связан, а дан на основании политического курса РПЦ МП.
1. Священное Писание содержит ясные указания по поводу того, как верующий может подготовиться к Евхаристии. Они есть у евангелистов, а также в послании апостола Павла верующим города Коринфа. Хотелось бы порекомендовать отцу Олегу не выдумывать глупости, а читать Священное Писание и не выходить за рамки библейского текста. Грех — участвовать в Евхаристии, не исследуя своего сердца, не раскаиваясь в грехах и не провозглашая пришествия Христа. Все. А дальше следует «евангелие от отца Олега».
2. По всей вероятности, священник считает ПЦУ раскольнической структурой. Здесь отец Олег методично следует логике РПЦ, считая Константинопольский патриархат, в составе которого действует ПЦУ, раскольниками. Церковная политика не повод для того, чтобы не участвовать в Евхаристии. Более того, отец Олег почти кощунствует, утверждая, что Евхаристия в церкви, не исповедующей никакой богословской ереси, является грехом. Назвать таинство Евхаристии грехом — почти то же самое, что назвать «принятие Христа» согласно православному вероучению злом. Дерзко. И вот уже самому батюшке нужно исповедоваться и каяться.
3. Церковь живет заповедями Христа. Заповеди выше часто противоречащих и потерявших актуальность «канонов церкви». Да, ситуация с признанием ПЦУ была очень сложной, но, слава Богу, преодолеваемой заповедями Евангелия о единстве, а не «церковными канонами», повелевающими отлучать друг друга по любому поводу. Патриарх Варфоломей сделал очень важный шаг, приняв Православную церковь Украины в семью православных церквей.
4. Ну, и лукавит отец Олег либо не знает базового курса истории Русской православной церкви. Каким образом Русская церковь стала самостоятельной и автокефальной? Можно ли считать легитимной автокефалию, полученную посредством интриг, шантажа и беззакония властей? Однако все закрыли на это глаза, ведь это не вопрос веры, а вопрос устройства церковной жизни. Так откуда такое неприятие украинского православия, десятков тысяч верующих? Ответ прост. Это общее настроение руководства РПЦ МП. Ненависть, поддержка убийства и войны, по-настоящему еретические проповеди патриарха Кирилла (Гундяева) не смущают отца Олега, не мешают ему быть частью такой вот церкви. А причастие простого христианина в другой православной церкви кажется ему чем-то страшным.
«Пятницкий храм: свято место пусто не бывает»
На пятой странице газеты вы найдете статью Евгении Негановой о Пятницком храме, а именно о состоявшейся в ней литовской Литургии архиерейским чином. Статья циничная, на грани пошлости. Здесь в каком-то смысле можно посочувствовать автору. Мне почему-то хочется верить, что человек, хорошо знающий ситуацию в Пятницкой церкви, не мог дойти до такой степени цинизма, надеюсь, что статья эта заказная. У Негановой тяжелая работа: ей нужно оправдать беззакония, совершенные против хороших людей, в угоду работодателю. Впрочем, это путь всей верхушки РПЦ МП, им нужно оправдывать путинский нацизм православием. Пока получается плохо.
Расправившись с единственной в Литве дружной и энергичной литовской общиной, руководство митрополии всячески имитирует любовь ко всему литовскому. Епископ Амвросий по своей прошлой работе прекрасно знает, что такое «рейдерский захват». Вот это же он провернул и с Пятницким приходом. Но сейчас перед властями Литвы нужно сделать хорошую мину. Ни один честный литовец не пойдет в структуру такого рода, будь там хоть все на литовском языке. Это уже вопрос морали, а не языка.
Статья полна штампов, осуждения людей, основной посыл — «и без вас справились». Бедная Евгения так сильно переживает за «ноты», которые унесли, и так часто об этом говорит, что, если я еще раз об этом прочитаю, пожалуй, сделаю пожертвование на их покупку. Но вообще, в свете того, что журналистку тема «не отпускает», есть надежда, что здравый смысл возобладает. Совесть дороже любых денег и работы. Тем более опускаться до такой «журналистики» автору не к лицу.
С шестой по восьмую страницу вы найдете интервью на разные темы, которые звучат вполне нейтрально и читаемы. Название «Странствующий иконостас» напомнило мой любимый «Перелетный кабак» Честертона.
До сих пор не отпускает странное чувство, что газета «Православная Литва» существует не потому что, а просто назло. А это не очень хорошо. Для газеты. Да и для тех, кто ее читает.