Чем интересен Ориген. Часть 1
Удивительный город Александрия, в котором жил Ориген
Ориген Адамант (185–253 гг.) — один из самых интересных греческих церковных писателей, влияние которого на православную церковь трудно переоценить. Если во время первой седмицы Великого поста во время чтения Великого покаянного канона прп. Андрея Критского вы слышали аллегорические толкования Священного Писания о том, как Сара воплощает созерцательную духовность или что лестница Иакова — это ступени духовной жизни, вы уже столкнулись со стилем толкования Библии, который как наследство Церкви оставил Ориген. Если вы слышали о «помыслах», о «восьми греховных страстях», вы уже столкнулись с наследством одного из самых влиятельных последователей Оригена — аввы Евагрия Понтийского.
Оригена читали и отцы-каппадокийцы (свтт. Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский), составившие антологию трудов Оригена («Филокалию»), и самые грамотные из египетских отцов-пустынников (из-за чего возникли первые оригенистические споры), и блж. Августин, и прп. Максим Исповедник.
Конечно, Святые Отцы были согласны не со всеми учениями Оригена, но это не умаляет его исторического значения. Многие его толкования Священного Писания стали настолько известны, что к ним обращаются, не зная, кто их первый придумал.
Александрия времен Оригена
Ориген родился в большом древнем городе Александрии в христианской семье. Александрия была настоящим мегаполисом Египта, куда стекались все развитые культуры древнего мира. Уже в ветхозаветные времена в Египте жили евреи, и в Александрии была написана часть последних книг православного Ветхого Завета (второканонических, например, Книга Премудрости Соломона). Здесь был совершен и первый перевод еврейской Библии на греческий язык — Септуагинта. Ориген не только читал Септуагинту, но и испытал огромное влияние еврейского философа I в. Филона Александрийского, мысли которого часто развивал в своих трудах.
Кроме евреев в Александрии, конечно же, было очень много греков и эллинизированных людей из других народов. Сам город был основан Александром Великим (Македонским) в 332 г. до н.э. и назван его именем. В городе было много языческих школ, в истории философии хорошо известна Александрийская школа платонизма (последователей Платона), первые плоды давшая во II–III вв., а затем вновь ставшая актуальной в V–VI вв. Среди александрийских платоников знаменитым учителем был Аммоний Саккас, правда, не совсем понятно, один ли это был человек или несколько людей с совпадавшим именем.
Нам известно, что некий Аммоний Саккас учил языческого философа Плотина, впоследствии переехавшего в Рим и там основавшего свою собственную влиятельную школу. Мы также знаем, что вместе с Плотином учился некий Ориген, произведший впечатление на Плотина. Известно и то, что Ориген Адамант, о котором идет речь в нашей статье, имел учителя по имени Аммоний Саккас. Сложность в том, что есть косвенные доказательства, что в Александрии могли преподавать два разных Аммония Саккаса и, возможно, жить два разных Оригена — один христианин, другой язычник. Многие ученые сегодня склоняются к тому, что это было именно так и Плотин не был «одноклассником» Оригена. Однако несомненно то, что учась у «своего» Аммония Саккаса и пребывая в интеллектуальной среде Александрии, Ориген изучал не только христианство, но впитывал и последние достижения языческой науки и философии. А впитывать можно было многое. Александрия славилась своей библиотекой, которая хоть в I–II вв. уже и начала страдать, но все еще была на месте во времена Оригена.
Кроме библиотеки город славился одним из семи чудес света — Александрийским маяком. Огромный для тогдашних времен маяк высотой 150 метров помогал средиземноморским судам найти путь в город, который был очень важным для торговли. Дело в том, что в те времена Суэцкий канал еще не существовал, поэтому любые товары из Индии или Китая было легче доставить кораблем на северо-восточный берег Африки, затем по суше препроводить до реки Нил, через нее — в Александрию, а оттуда — в любую точку Римской империи по Средиземному морю. Это означало, что из Александрии достаточно легко было добраться как до Рима, так и до Индии, и жители города были знакомы с восточными культурами.
Именно этими обстоятельствами объясняются легенда о путешествии христианского философа Пантена в Индию и знания христианского философа Климента Александрийского о восточных религиях, описанные в его «Строматах»:
«В Индии занимались философией гимнософисты. […] Среди гимнософистов, или голых факиров, различаются два рода. Одни называются сарманы, другие же — брамины. Некоторые из сарман избрали лесное жительство; такие ни в городах не живут, ни крова не имеют, одеваются в древесную кору, питаются желудями и древесными плодами, воду же пьют из пригоршней. Ни брака они не знают, ни деторождения, подобно нынешним энкратитам. Из индийцев некоторые следуют заповедям Будды, которому за выдающиеся его добродетели воздают божеские почести» («Строматы», I книга, XV глава).
Слово «гимнософисты» дословно означает «голые мудрецы». Так, видимо, греки называли индийских йогов. Этой же близостью с различными культурами объясняется и наличие огромного количества разновидных сект в Египте того времени.
Гностики
Климент упоминает энкратитов — это одна из околохристианских сект, существовавших в регионе. Самую большую группу египетских сект христиане называли гностиками, что являлось своего рода кличкой. «Гностикос» дословно значит «знающий», и называя приверженцев разных сект гностиками, христиане словно обзывали их «всезнайками».
Иногда в устаревшей литературе можно встретить понятие о гностицизме как об одной религии, но это неверное представление о ситуации описываемого периода. Сегодня ученые согласны, что гностики — это не одна религия, а группа религий. И сами гностики так свою религию не называли, хотя и могли себя возвышать как всеведущих.
Узнать о том, кем были гностики, помогла случайная находка египетского пастуха в 1945 г., сделанная в районе селения Наг-Хаммади. Не совсем понятно, каким образом мальчик нашел и откопал рукописи, но, возможно, он не хотел признаться, что раскапывал древние захоронения в поисках чего-либо ценного. По всей видимости, семья не считала находку мальчика ценной и мама даже сожгла часть древних книг в печи как бумагу для разжигания. Но когда на них наткнулись западные ученые, это произвело настоящую революцию в науке.
В «библиотеке Наг-Хаммади», как книги назвали ученые, открывается множество различных книг, которые иногда противоречит друг другу. Некоторые воззрения в книгах совпадают со взглядами древних гностиков, как их описывали христиане в своих книгах, но противоречия как раз указывают на то, что это было множество разных религиозных движений, а не одна религия. Например, автор «Свидетельства Истины» очень скептически относился к идее мученичества, которая была важна для последователей Валентина и Василида.
Василид и Валентин — это александрийские гностические учителя (Валентин впоследствии привез свое учение в Рим). Василид учил о том, что Бог-Отец создал десятки меньших сущностей, таких как Слово, Премудрость, Мысль, Сила, а также сотни ангелов, и «духовное знание» об этих системах должно было помогать спасению души.
Валентин тоже имел свою сложную систему «духовных сущностей», в центре которой была Премудрость-София, вследствие падения которой появился наш материальный мир. Валентиниане делили людей на три сорта: «духовных» (пневматики), в которых якобы есть семя Небесной Софии и которые поэтому более способны к духовному познанию и спасению, «душевных» (психики), которые якобы меньше наделены природой, но смогут в конечном итоге занять среднюю позицию во вселенной, и «плотских» (соматики), которые словно звери и не способны ни к праведному поведению, ни к спасению. Известно, что Валентин написал собственное евангелие под скромным названием «Евангелие Истины».
Еще кроме василиан и валентиниан в Александрии действовала секта маркионитов. Основатель движения Маркион Синопский придумал «теорию двух богов»: будто в Ветхом Завете действует один бог (злой, ревностный, мститель), а в Новом — другой (добрый, любящий). Этот мир — творение ветхозаветного бога.
Было и множество других течений, но в контексте Оригена самые актуальные эти три. С ними он спорит, их опровергает. Не менее важно, что сам канон Нового Завета и жанр комментария Нового Завета появляются в гностической среде — именно Маркион первой из отдельных книг составляет свой Новый Завет (туда он включает только Евангелие от Луки и Послания Апостола Павла), а Василид и другие гностики первыми в истории пишут книги-комментарии (толкования) на Новый Завет (на Ветхий уже до них писали евреи). Когда Ориген пишет свои «Толкования на Евангелие от Иоанна», ему уже приходится опровергать существующее «Толкование на Евангелие от Иоанна», написанное валентинианом Гераклеоном.
Сам Ориген с гностиками сталкивался очень много, так как после мученической смерти его отца, александрийского ученого и христианина Леонида, стал нищим и нашел приют у богатой женщины, которая кроме него содержала популярного гностического проповедника. Второй меценат Оригена, Амвросий, был последователем Валентина и только благодаря Оригену стал христианином.
Александрийская огласительная школа
Будучи сыном образованного христианина Леонида, Ориген с малых лет приобщался как к христианству, так и к науке. Он был из семьи с девятью детьми, и когда император Септимий Север издал указ казнить христиан, подросток Ориген хотел вслед за отцом принять мученическую смерть (~202 г.). Чтобы не потерять сына, как рассказывают древние писатели, мать Оригена спрятала всю его одежду и таким образом удержала дома.
Когда семья осталась без главного кормильца, Ориген начал работать учителем в известной Александрийской огласительной школе, которая не только готовила будущих христиан (оглашенных) к крещению, но и преподавала разные науки, как в современном университете. Ориген работал «учителем грамматики», т.е. преподавал разные светские науки.
Несомненно, что сам Ориген учился не только у своего отца и Аммония Саккаса, но и в огласительной школе, главой которой впоследствии стал. Александрийскую школу основал уже ранее упомянутый Пантен, а после него школой руководил Климент Александрийский. Хоть Ориген и никогда не упоминает Климента в своих сочинениях, очевидно, что наряду с иудеем Филоном Александрийским и платоником Аммонием Саккасом христианин Климент был крайне важной для Оригена фигурой.
Ориген осознавал свой талант учителя как дар Святого Духа и Божье призвание. В то время в Александрии катехизатор — христианский учитель, не имеющий духовного сана, — это была не просто профессия. Катехизаторы получали благословение — не в смысле разрешения, как часто это слово употребляется сейчас, а реальное благословение с наложением рук для такого служения. И Ориген получил такое благословение, но скоро вступил в конфликт с благословившим его архиереем.
Патриарху Александрии Димитрию I не нравилось, что у христианских учителей в Египте был такой авторитет. Ему хотелось, чтобы больше власти было сосредоточено в руках архиерея, как это уже происходило в соседних епархиях. Поэтому патриарх начал давить на Оригена. Тот в ответ на давление в ~212 г. оставил Александрию и отправился в Рим, где имел возможность слушать самых выдающихся христианских философов того времени и где также сам все больше славился своей эрудицией и был приглашен римским правителем Аравии на короткое время поделиться своими знаниями там.
После Аравии Ориген на короткое время вновь вернулся в Александрию, откуда был изгнан во время очередных гонений на христиан. В то время он удалился в Кесарию Палестинскую, где местные архиереи разрешали ему проповедовать во время богослужений. Патриарх Димитрий гневался, что человеку без духовного сана разрешают проповедовать, и требовал возвращения Оригена, что спустя некоторое время тот послушно выполнил.
Когда Ориген вернулся в Александрию, он просил патриарха рукоположить его во священники, чтобы он мог проповедовать, но получил отказ. Когда патриарх в ~231 г. отправил Оригена временно преподавать в Афины, по пути он остановился в Кесарии, и там местный архиерей его рукоположил, что вызвало новый гнев патриарха Димитрия. Последний обвинил Оригена не только в различных ересях, включая учение о спасении сатаны в конце времен (Ориген сам писал, что такому не учил), но и в том, что Ориген якобы тайно себя оскопил (доказательств тому сегодня нет). Вскоре патриарх умер, никакого суда над Оригеном не было, но он решил навсегда остаться жить в Кесарии Палестинской, откуда иногда путешествовал по Средиземноморью (после того как Ориген навсегда покинул Александрию, главой огласительной школы стал один из его учеников).
В конце своего земного пути Ориген еще успел прославиться исповедничеством. Во время гонений императора Декия (250–251) правитель Кесарии велел заключить Оригена в тюрьму, мучить и «не убивать, пока тот не отречется от веры во Христа», как свидетельствует Евсевий Кесарийский. Таким образом, Ориген два года провел в заключении и мучениях, но не отрекся от веры. В 251 г. умер император Декий, и Оригена отпустили на свободу.
Заключение
Благодаря культурно богатому городу, в котором родился Ориген, и многочисленным его путешествиям по римскому миру он накопил не только очень много знаний, но и множество разных книг. Он был человеком крепкой и глубокой веры, высокой образованности и свободной мысли. И вызовы, с которыми сталкивался Ориген, были колоссальными — ему надо было отражать нападки на христианство не только иудеев и язычников, но и разных гностических сект. В следующей части нашей статьи обсудим, как ему это удавалось.
Очень интересно, будем ждать продолжения.