Православная Литургия — что это и зачем в ней участвовать?

И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб 
с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно.

Исх. 16:4



Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, 
сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. 
Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб 
сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, 
есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Ин. 6:49–51
Фото: azbyka.ru

Цель Литургии

Придя в православный храм немного заранее, до начала службы, можно почувствовать слегка уловимую нотку чего-то еще не начавшегося, но уже готовящегося. Священнослужители не спеша облачаются в свои одежды, с любовью целуя каждый элемент облачения и читая соответствующие молитвы. Если подойти поближе к алтарю и напрячь свой слух, можно услышать торжественные и благоговейные слова священника: «В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем последуют таинственные слова пророка Исаии о заколении и смерти ягненка, о принесении его в жертву и о том, что эта жертва приносится за жизнь мира и его спасение (см. Ис. 53:7–8). Цель священнодействия, которое вот-вот начнется, заключена в прославлении Бога за все Его видимые и невидимые благодеяния, в слушании и принятии Слова Его, а главное, в таинственном вкушении того самого Агнца, Который принес Себя в жертву за грехи всего мира, чтобы мир не погиб, но имел жизнь вечную. Этот Агнец есть Господь наш Иисус Христос, Бог и Человек, Альфа и Омега всего мироздания.

Святые грешники

Чтобы участвовать в Литургии, нужно одновременно и очень много, и очень мало. Много — потому что условие участия в этом служении Богу наша святость. «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11:44), — говорит Господь Бог. Однако никто не свят, кроме одного Господа Иисуса, никто и не может быть святым и непорочным, если ему не будет дана святость от Бога. Приобщение же Божьей святости происходит главным образом на Литургии. В этом заключается некий парадокс Литургии: мы не можем в ней участвовать, потому что мы грешники, но мы и не можем не участвовать, ибо Сам Бог призывает нас и повелевает, даже просит, чтобы мы являлись пред Лице Его, ели Его Хлеб и пили Его Чашу, приготовленные для нас. Некоторые богословы утверждают, что без Литургии, без участия в этой Божественной Трапезе не может быть Церкви, не может быть спасения. Кто знает пути Господни? Были святые и великие подвижники, которые достигли высот святости и нравственного совершенства, близости с Богом, практически не участвуя в этой службе, как, например, преподобная Мария Египетская. Однако даже ее последним желанием было приобщиться к Таинству Плоти и Крови Христовых, которое и было исполнено. Есть множество свидетельств из церковной истории, согласно которым великие аскеты, проводившие всю жизнь в пустынях и горах, все же старались возвращаться из самых отдаленных мест своих подвигов, дабы в День Господень преломить Хлеб Благодарения и испить из Чаши Нового Завета, чтобы жизнь Иисуса продолжала биться ключом в их сердцах и душах. Тем более обязаны участвовать в Литургии и мы, простые христиане, если хотим не быть отлученными от тех неисчислимых благ, которые дает нам такое участие.

Новый Исход

Какие ассоциации вызывает у нас слово «Литургия», если мы хоть что-то слышали о ней или иногда участвовали? Литургия — это собрание христианского народа в одно место, чаще всего в храм, это совместная к Богу молитва, это пение и определенный обряд. Это чтение Библии и усвоение Слова в проповеди. Это исповедание нашей веры и утверждение в ней. Наконец, это участие в Таинстве Алтаря — в Причащении, вкушении Плоти и Крови Пасхального Агнца, того Агнца, чья Кровь была символом спасения древних евреев от гибели в египетском рабстве. Христиане — это новый богоизбранный народ, Господь наш Иисус — Новый Моисей, рождения Которого ожидали ветхозаветные пророки и Чье пришествие предвозвестил Бог устами пророка Моисея: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте» (Втор. 18:15). Новый Моисей совершает Новый Исход, но уже не в Землю Обетованную, а в Царствие Божие, грядущий Небесный Иерусалим, гражданами которого мы учимся быть уже здесь, на земле. Но как в древности евреи спаслись от смерти чрез принесение в жертву Богу и вкушение пасхального агнца, так и Новый Завет также запечатлен в пролитии крови — уже не жертвенного животного, но драгоценной крови Единородного Сына Божия.  «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (Кор. 5:7), — торжественно исповедует свою веру Апостол Павел. И Христос Своей Кровью освобождает нас уже не от физического рабства, но от порабощенности греху, тлену и смерти, в первую очередь духовной смерти, хотя придет время, когда Он спасет нас и от смерти телесной. Собираясь вместе и составляя Церковь, новый народ Божий, мы возвещаем смерть Господню, провозглашаем Его Воскресение и ожидаем Его Второе Пришествие.

Эсхатологический пир

После смерти и Воскресения Господа Иисуса радикальные перемены произошли в метафизической основе мироздания. Эсхатологическое Царствие Божие, которое возвещали древние пророки, приблизилось и, более того, уже посреди нас, внутри нас, если мы приняли залог Духа Христова в наши души и тела в Таинстве Крещения. Мы живем в этом мире, где все еще властвуют горе, болезни и смерть, но мы можем сеять вокруг себя свет Божий, любовь и добро, черпая для этого силы, благодать и вдохновение в момент совершения Литургии, являющейся порталом в Царствие Божие, которое мы лицезреем и которого даже приобщаемся из Чаши. Мы как будто заглядываем за завесу бытия, чтобы увидеть Бога, но при этом остаться в живых, не умереть, но наполниться Его Жизнью, Его Любовью, Его Духом. Покидая церковное собрание, выходя из храма и неся в себе крупицу Христова Тела и Его Крови, мы призваны быть похожими на Того, Кого мы таинственно вкусили, дабы поступать в мире сем, как Он поступал, как Он мыслил и чувствовал. 

Литургия имеет длинную и увлекательную историю своего развития, годами и столетиями она развивалась, усложнялась, наполнялась новыми смыслами, порой даже затемняющими изначальную простоту и красоту семейного богообщения. Далее мы попытаемся рассказать об основных элементах Литургии, как она развивалась на Западе и Востоке, какую глубину богословия и богообщения в себе несет, будучи сердцем Церкви и великой радостью христианина.

Добавить комментарий