Левит

И соблюдайте заповеди Мои и исполняйте их. Я Господь. 
Не бесчестите святого имени Моего, чтоб Я был святим 
среди сынов Израилевых. Я Господь, освящающий вас, 
Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом. 
Я Господь. 

Левит 22:31–33



Запомним, что добродетель не просто доступна и ценна: 
она легче, радостнее, плодотворнее, чем порок.  

Томас Мертон. Одинокие думы
Пятикнижие, Италия, XV век, Британская библиотека. Фото: thetorah.com

Почти каждый верующий, время от времени читающий Еврейскую Библию («Ветхий Завет»), сталкиваясь с содержанием некоторых книг, задается вопросом: а зачем вообще читать эти книги? Яркий пример — книга Левит. Резон исследователя понятен, а резон простого христианина в чем? Третья книга Пятикнижия рассказывает нам о ритуальной жизни евреев, которым Всевышний дал «полевой храм» — скинию (палатку), которая путешествует вместе с ними по пустыне. Законы, которые Бог дал Моисею, заповеди о святом и не святом, о ритуальной чистоте, жертвоприношениях. Вышедший из Египта с помощью Всевышнего народ начинает формироваться и как народ, и как религиозное сообщество. Раньше многих объединяла вера праотцев, которую можно было сформулировать как веру в Единого (единственного) Бога, Творца всего. В книге Левит мы читаем о механизме построения «организованной религии», как бы страшно это ни звучало для современного секуляризованного человека. 

Третья книга Библии, содержание которой, как кажется, совершенно не актуально для нас в современном мире (ошибочное мнение), рассказывает о том, какие подпорки дает Бог человеку для того, чтобы научить его быть верующим, помочь ему сделать поклонение единственно существующему Богу частью своей обыденной жизни. Но для этого нужно преодолеть немалое расстояние в духовном путешествии. Прежде чем начать поклоняться Богу в «духе и истине», о чем говорил Иисус, нужно научиться жить в присутствии Бога каждый день со всеми бытовыми вызовами и сложными ситуациями. От сложного к простому. 

Еврейская энциклопедия дает нам весьма пространное определение этой книги: «Левит книга (וַיִּקְרָא, Ва-йикра; в талмудической литературе чаще именуется торат коханим — «священнический устав»), третья книга Пятикнижия, посвященная религиозно-культовой стороне жизни народа Израиля».

В каком-то смысле она является логическим продолжением книги Исход и открывает читателю множество разных законов, которые Бог через Моисея дал своему народу. И весьма своевременно, так как вернувшийся с горы Синай Моисей обнаружил народ Божий в диких плясках вокруг «богов», которых этот народ слепил из золота, взятого у египтян. Не помогли великие чудеса, сильный лидер, личный опыт — идолопоклонство взяло верх. И так случится еще не раз, как в истории Израиля, так и в истории христианской церкви.

Главные идеи, которые заключены в этой замечательной книге, очень полезны нам сегодня. 

  • Из Левит мы знаем: мир не однородный. В нем есть плохие и хорошие, правильное и неправильное, святое и нечистое. Неоднородны и мировоззрения людей, одни превосходят другие. Одни ложны, другие, возможно, истины.
  • Вторая важная мысль — неправильный поступок имеет свою цену; чтобы его исправить, помимо самого акта исправления нужно принести «жертвоприношение». Множество животных убивается в религиозном обряде прощения и умилостивления. Невинных животных. Кто-то платит за наши ошибки, кто-то за них наказан. Но почему же не человек? Искупление. Но оказывается также, что человек может приносить Богу жертвы «благодарности». В период, когда переживает радость.
  • Мы видим также идею «служения» Богу. Еще не совсем понятно зачем и почему, но мысль о том, что жизнь может быть наполнена поступками, которые приближают человека к Богу, очень согревает и вот-вот наполнит земную жизнь человека неземным смыслом.
  • Эта книга, и в этом она не уникальна, говорит нам о том, каков Всевышний, кто такой Бог. Исходя из заповедей, мы узнаем, что для Него важно, что не очень. Это определяет то, какое у нас отношение к Богу. Теплое, сдержанное, боязливое или какое-либо другое.
  • Пожалуй, главное слово и понятие этой книги — святость. Что это?

Все основные христианские концепции — служения Богу, богослужения (практического), священного и профанного, спасения, христианского поведения — взяты из этой книги. Хотя зачастую они представляют собой уже переработанные христианскими мыслителями учения с вплетениями из Нового Завета.

Когда я читаю книгу Левит, то очень часто вспоминаю автобиографию Голды Меир «Моя жизнь», в которой она рассказывает о своей жизни, карьере, общественной и политической деятельности. Путь Голды гармонично совпадает с появлением государства Израиль в 1948 году.  Читая ее воспоминания, ты как будто являешься свидетелем появления независимого еврейского государства, участвуешь в организации его жизни, в политических дебатах, войнах. Это же чувство возникает при чтении книги Левит.          

В этой книге Всевышний переходит от «конфетно-букетного» периода отношений к построению глубоких и прочных отношений на основании договора, который Он заключил с еврейским народом. Все эти детали, подробно описывающие, как правильно приносить жертвы, относиться к больным, какие события считать праздниками и отмечать, регламентирующие половую, бытовую жизнь, даны для того, чтобы связь с Богом оставалась прочной. 

Определить точную дату написания этой книги не представляется возможным. Долгое время в научных кругах превалировало мнение о том, что книга достаточно поздняя и была написана в начальный период эпохи Второго Храма. Эту точку зрения отстаивал известный немецкий семитолог Юлиус Вельхаузен. Однако в свете последних археологических открытий и ряда других исследований эта теория потеряла свою стройность. Впрочем, для человека, который впервые читает эту книгу, это оказывается совершенно неважным.   

Преодолевая клише о непонятности и ненужности книг Еврейской Библии, мы получаем громадный материал для осмысления. Книга Левит — важнейшая часть Торы, которая рассказывает о том, как строились отношения Бога с избранным Им народом, народом совершенно непослушным и сложным.

Добавить комментарий