Второзаконие. Повторение
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими.
И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась и вставая;
и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
Второзаконие (6:4–9)
Живу, под веком подводя черту.
И слышу вихрь в странице бытия.
Бог, я и ты — ее писали. Чья
рука листает книгу на лету?
Сверкнет зарница со страницы новой —
и снова целого даны черты.
Безмолвные, друг друга силы Слова
оглядывают, как из темноты.
Райнер Мария Рильке. Книга Часов
Пятая книга Библии — «Второзаконие» в русской традиции, «Дварим» в еврейской (буквально переводится как «Слова») — также вызывает у многих недоумение. Зачем писать еще одну книгу, которая пересказывает другие? Все эти законы, касающиеся служения Богу, правила быта, гигиены, которые, очевидно, касаются только еврейского народа, — зачем это? Думаю, что если спросить навскидку верующего человека, когда он последний раз читал Второзаконие, большинство даже не вспомнят, что это заключительная книга Пятикнижия.
А между тем, как часто бывает при чтении библейских книг, ее похожесть на другие книги весьма условна. Это абсолютно другая книга о том же самом. Она настолько отличается по стилю написания от первых четырех книг, что современная библеистика чаще всего противопоставляет ее первым. Мол, другая книга, позже написана, совсем не в стиле Моисея. Хотя порой кажется, что у современной «библейской критики» другой работы и нет, как только ставить под сомнение различные устоявшиеся взгляды верующих на свои священные тексты. Впрочем нужно признать, что какое-то рациональное зерно в этих сомнениях, безусловно, есть.
Книга представлена в виде духовного завещания величайшего вождя еврейского народа Моисея (Моше). Вот уже еврейский народ совсем рядом с обещанной Всевышним землей, вот уже невооруженным взглядом видны богатые рощи и плодородные земли, но… Но народу придется войти в эту землю без Моисея. Поэтому ему очень важно дать последнее наставление своим детям, народу, путь которого в Обетованную Землю стал смыслом его жизни. Его не будет теперь рядом, он не сможет вымолить прощение у Бога после очередного падения, не сможет дать добрый совет, поэтому важно, чтобы все то, что было сказано и записано раньше, ожило для народа. Чтобы люди поняли четкую взаимосвязь между послушанием Всевышнему и собственным благосостоянием. Именно по этой причине книга «Второзаконие» так назидательна.
Моисей пытается запечатлеть в памяти народа идеи, которые будут передаваться из поколения в поколение с «молоком матери», главная из которых заключается в том, что есть только ОДИН БОГ, а все остальные «боги», идолы — ничто. Верность этому Единому Богу должна стать содержанием любой жизни любого еврея независимо от рода его занятий. Эту любовь нужно пронести через всю жизнь — только она настоящая, не растерять ее в интрижках с «божками» окружающих народов.
Другая очень простая для усвоения идея в том, что человеку дано в жизни два пути. Первый путь — путь исполнения человеколюбивых заповедей Всевышнего, который вознесет еврейское государство до небывалых высот духа, благосостояния и процветания. Этот путь гарантирует гармонию человека (лично) и всего народа с Творцом. Второй — путь проклятия, путь, в котором человек может решить, что Бог ему не нужен, что заповеди не важны, что он, как и Адам, может пойти своей стезей. Несчастье и неустройство жизни на этом пути — результат ухода от Бога. Выбор несложный. Но просто выбрать правильный путь недостаточно, нужна сила, воля, вера, для того чтобы во всех испытаниях сохранить себя на правильном пути.
Да, еще много важных вещей повторит Моисей. Именно поэтому в древности эта книга называлась «Мишне Тора» — «повторение учения». Именно учения как чего-то целого, где есть главная идея, вспомогательные истины, а не повторение разрозненных заповедей вне общей картины. Моисей подытоживает, кое-что переосмысливает для того, чтобы дать одну общую и взаимосвязанную картину взаимоотношений народа Израиля со Всевышним, его настоящего и будущего.
Книгу важно и интересно читать, потому что она знаменует переход от жизни теоретической к жизни практической. Теперь всему народу предстоит выполнить самостоятельную работу по созданию богобоязненного государства. Получится ли?
Читая книгу «Второзаконие» (а читать ее лучше в том же порядке, в котором она находится в Библии, пятой), мы можем задуматься над важными вопросами, на которые дает ответы Моисей.
- Если бы мне сегодня предстояло написать духовное завещание своим потомкам, что бы я в нем написал? К чему бы призывал? От чего бы предостерегал? Живу ли я сейчас так, как советовал бы своим потомкам?
- Наступил ли в моей жизни переход от теоретического исследования веры к практическому воплощению того, о чем слышал и читал? По какую сторону Иордана нахожусь я сейчас?
- Почему так сложно бывает идти путем, который сам Бог устами Моисея и пророков назвал правильным?
Книга «Второзаконие», безусловно, заслуживает нашего внимания. Несмотря на то, что она была написана в определенный исторический отрезок времени для вполне определенной группы людей, ее универсальные истины, мудрейшие советы и предостережения работают и сегодня. Жизнь любого человека метафорически можно представить как путешествие в Землю Обетованную. На этом пути чего только не встретишь. Сколько горьких разочарований, нелепых очарований, отчаяния и счастья суждено пережить человеку в этом странствии. И так приятно осознавать, что кто-то, прошедший до нас, написал для нас очень подробный путеводитель.
Я намеренно не останавливался подробно на вопросах «библейской критики», не рассуждал о структуре и дате написания книги, потому что все эти вещи, на которые однозначного ответа дать, увы, невозможно, отступают на второй план перед ее содержанием.
Поэтому в заключение скажу: к прочтению настоятельно рекомендовано.