Об ответственности за слово
По новоюлианскому календарю сегодня, 29 августа (11 сентября по юлианскому), — день Усекновения головы св. Иоанна Крестителя.
Евангелие об этом нам рассказывает следующее. Царь Ирод заключил в тюрьму Иоанна за то, что тот публично порицал царя за женитьбу на жене его брата. Но и в тюрьме Ирод боялся Иоанна и даже с удовольствием слушал его речи. Ирод считал, что Иоанн праведник, святой, но желание иметь жену своего брата было сильнее. В день своего рождения Ирод устроил пир для гостей, где, конечно, участвовала и его нынешняя жена Иродиада, за которую критиковал его св. Иоанн. Царю очень понравился танец его падчерицы (дочери Иродиады), и он за это клятвенно обещал исполнить любое ее желание (даже половину своего царства). Воспользовавшись случаем, Иродиада, уже давно желавшая смерти Иоанну, подсказала дочери просить за этот понравившийся танец… голову Иоанна Крестителя. И дочь ее попросила не золото, не какие-либо привилегии, даже не половину царства (!), а казни св. Иоанна. Царь опечалился, но ради клятвы и ее свидетелей он велел исполнить просьбу. На блюде принесли голову Иоанна дочери, а та отдала ее матери…
Вспоминая день смерти св. Иоанна Крестителя, давайте зададимся вопросами: что этот день значит для христианина и зачем он выделен даже особым постом, воздержанием? чему эта история может научить, о чем напомнить? Чтобы не думать, что описанные события касаются только непосредственных ее участников, поразмышляем без имен (тогда будет легче приложить эту историю к нашей жизни и нашим обстоятельствам).
- Человек знает, что делает неправильно, преступно, но не преступление прекращает/исправляет, а избавляется от того, кто говорит об этом. Человек боится публичности, но желание остаться в этом грехе преодолевает все остальное. В своей «Исповеди» св. Августин о таком состоянии человека говорит, что даже Богу он молится: «Господи, избавь меня от этого греха, но не сейчас…».
- Не будем давать обещаний непомерных, непосильных, а более всего, бездумных. И вообще, за каждое слово придется дать ответ. А сколько таких, которые только и желают нас поймать на слове, а потом воспользоваться этим во зло.
- И сами не станем «ловить на слове», чтобы навредить, использовать во зло. Осмысленно и мудро постараемся ошибку во время слабости человека, когда он «ляпнул» что-то, исправить/исправиться, а не корыстно воспользоваться ситуацией. Тогда почувствуем, что такое благородство.
- Необдуманные, глупые обещания часто сыпятся от гордыни — посмотрите, какой я, что я могу, как я могу, что у меня есть. А если еще и алкоголь голову закрутил, то и «море по колено». Скромность украшает человека, борьба с гордыней — постоянное состояние, трудное, но важное для духовной жизни.
Можно еще множество мыслей, тем, ситуаций вывести из этой истории, но, размышляя над этим в течение дня, подумаем об обстоятельствах тех трех участников, которые непосредственно упоминаются (Ирод, Иродиада, ее дочь), а также об обстоятельствах подобных историй у нас — а наша реакция, а наше поведение отличались бы от их? Вызывает ли соделанное ими в нас возмущение, или мы «понимаем» их — что же поделать.
Все-таки в подобных ситуациях настоящий христианин и человек не забудет об ответственности за каждое слово, но и не воспользуется слабостью или глупостью ближнего своего и вспомнит, что такое благородство и поступки, обоснованные и мотивированные любовью.