Таинственный остров
И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Пс. 1:3 Впрочем, известно, что необходимость — лучший учитель, которого к тому же все прекрасно слушаются. Жюль Верн. Таинственный остров
Когда церковь совершает ошибку, простые люди реагируют на это «ногами». То есть перестают ее посещать. Проблема эта, как сезонная простуда, явление для церкви привычное. Каждый век приносит свои кризисы, после которых люди теряют веру и разочаровываются в Боге. У церкви даже есть заготовки для подобных ситуаций — «такой он был верующий», «значит, не Бог ему был нужен, а что-то другое», «настоящий христианин церковь не оставит», «слабак» и т.д.
Один мой приятель, дети которого активно помогали священнику в православной церкви в одном белорусском городе, пожаловался мне, что после того, как руководство церкви промолчало по поводу трагических событий в стране, его дети бросили свое служение и вообще перестали ходить в православный храм. И никакие уговоры не могут заставить их вернуться и переступить порог церкви. Несколько моих друзей, священников, после того, как Белорусская православная церковь поддержала диктатуру, приняли решение уйти за штат и ничего общего с ней больше не иметь. Знакомый верующий врач, своими глазами видевший людей, которых пытали в СИЗО на Окрестина, пишет что его тошнит от церкви, которая не осудила это страшное насилие. Время от времени мне пишут люди, которые спрашивают, что делать, когда ты, по соображениям совести, не можешь войти в храм? Во время серьезных потрясений рушится множество миров. Религия не исключение.
Люди страдают из-за того, что теряют церковь. Они испытывают одиночество и не знают, чем заполнить освободившееся в душе место. Они не перестали быть верующими, и у них есть духовные потребности, которые требуют реализации. Моя знакомая, Анна, пишет, что начала посещать католическую церковь и вместе с семьей перешла в католичество. Но куда больше тех, кто не может решиться на подобное и остается наедине с собой. Как это пережить? Чем можно помочь таким людям?
Мы не первые
Во-первых, нужно осознать, что эта ситуация абсолютно возможна, почти неизбежна и уж точно знакома верующим всех веков. Не надо падать в обморок, обнаружив, что в церковь невозможно войти, так как она стала защитницей диктатуры, убийств, погрязла в коррупции или аморальности. Все это сопровождает церковь с древних времен.
Иисус Христос предпочитал проводить время не в храме или синагоге, а среди полей и рощ Палестины, вдали от Его «родной» церкви, предпочитая общение с налоговыми инспекторами и проститутками общению с фарисеями и учителями закона. А авторитетный христианский богослов древности Василий Великий пишет: «Ты спрашиваешь меня, как обстоят дела в Церкви. Я отвечаю: в Церкви все обстоит так же, как и с моим телом — все болит и никакой надежды». Не каждому под силу с этим справиться. Задайтесь вопросом: а как же появился институт монашества? И вы увидите, что люди уходили в пустыни и начинали жить одни, будучи разочарованы в церкви, считая, что она отошла от истины. Иногда они были правы, иногда заблуждались, но факт остается фактом: те, кого мы называем святыми, испытывали похожие чувства, а некоторые бежали от церкви в пустыни, где становились святыми.
Это ненормальная, но вполне возможная и решаемая ситуация. Опять же, нужно не забывать, что жить в церкви вместе — это божественный план, и если есть возможность быть в церкви, в ней нужно быть. Но если какая-то черта пересечена и мы уже не можем делать вид, что ничего не случилось, то не посещать храм, где очевидно произошла подмена Евангелия на «декреты президента», — это не грех. Потому что «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1:1).
Бог не в бревнах, а в ребрах
Далеко не все люди, которые посещают храмы, знают простую вещь, которую открывает для себя семинарист после знакомства с греческим языком Нового завета: слово «церковь» в Священном Писании никогда не означает «здание». Церковь — это собрание людей, объединенных общей верой или делом. Здание — никогда! Но «не очень» воцерковленным, время от времени забегающим в храм людям эта принципиально важная для понимания христианской жизни идея не нужна. Люди, и только они могут быть частью церкви. В этом смысле можно потерять любимую общину из-за каких-то обстоятельств, но человек верующий всегда остается частью огромного сообщества. Можно потерять свой привычный храм, но даже в этом случае ты остаешься в церкви. Церковь — это верующие люди, а они есть почти всегда и везде. Верующие собеседники, друзья и приятели, они и есть наша церковь — в период, когда нет возможности пойти в храм.
Источник не в храме, а в сердце
Христианство — это религия сердца. Христос учил, что все дурное и все хорошее зарождается внутри человека и визуализируется в его жизни. То есть внутренний мир человека, его ценности, его чувства, мечты и вера определяют, как он воспринимает мир вокруг себя и что с ним происходит. Иудео-христианская религия мало связана с храмом. Перед тем, как Бог в еврейской Библии позволил народу Израиля иметь «стационарный» главный храм, Он заповедовал поклоняться Ему в скинии (палатке) и учил людей делать это в пути. Библия — это книга о вере в движении. Именно вера является самым важным и спасительным свойством человека. Бог учит вере в испытаниях, а не во время храмовых богослужений. Для этого достаточно беглого взгляда на библейскую историю (Евр. 11).
Остаться без возможности — еще не значит остаться вне Церкви Христа, вне спасения. Это просто сложная ситуация, в которой нам нужно духовно выжить. Сохранить свою веру, поддержать ее, независимо от новых обстоятельств. Десятилетиями читая литературу о святых, духовной жизни, я заметил одну закономерность. Почти всегда, говоря о духовной жизни, люди имеют в виду некое духовное вдохновение, чувство присутствия Бога в их жизни. Они говорят о Святом Духе, который наполняет их и поддерживает в минуты отчаяния. Но практически всякий раз это какое-то переживание, мысль, привет из иного мира, где правит таинственный Святой Дух. И крайне редко источником этого вдохновения является литургия или месса.
Оказавшись на время без церкви, мы должны сосредоточиться на Боге, укреплении веры, а не на поисках общины, храма и причастия. Хотя и это важно. Я думаю, что, говоря о вере, мы говорим о взаимоотношениях человека и Бога. И на этом и нужно сосредоточиться. Отношения с Богом похожи на отношения с людьми — в браке, на работе и т.д. Если в них ничего не вкладывать, не регулировать, не дорожить ими, то очень легко их потерять или перевести в режим невыносимых.
И храм — это один из многих, но далеко не единственный способ поддерживать свою веру и укреплять свои взаимоотношения с Богом. Это лишь средство, нужно не терять из вида цель: общение с Богом.
Известный христианский мистик Исаак Сирин оставил епископство в Ниневии для того, чтобы прожить остаток жизни в пустыне, ища общения с Богом и мира в сердце. Известный протестантский мистик и поэт Герхард Терстеген не принимал участия в официальных богослужениях и таинствах Реформатской церкви, хотя и не призывал к этому других. В уединении в своем доме, работая за письменным столом, он стал наставником и душепопечителем многих. Таких историй много.
Вынужденное временное отсутствие возможности быть в храме может стать временем открытий, успехов, духовных прорывов и побед. Или, наоборот, временем отчаяния. Но только человеку решать, что это будет. Переход от «храмоцентричной» веры к «богоцентричной» болезнен, но необходим.
«Таинственный остров»
Кто из нас не читал в детстве приключенческий роман Жюля Верна «Таинственный остров»? Главные герои книги, волею судьбы оказавшиеся на необитаемом острове, организовывают свою жизнь вне цивилизации, что называется, с нуля. Это увлекательная книга, которая рассказывает о преодолении трудностей, о том, как много зависит от «маленького человека», его памяти, мотивированности.
Будучи лишенными привычной нам церковной жизни, мы можем использовать весь наш предыдущий опыт, для того чтобы создать свой маленький «устав», для новых обстоятельств. Что может нам помочь в этом?
Молитва. Иисус Христос был очень популярным учителем с огромной паствой. Изнурительная жара, толпы людей, необходимость разрешать чужие проблемы, исцелять, заниматься наставлением собственных учеников. Где же Он брал силы? Евангелисты рассказывают нам, что Он находил время для уединения, чтобы молиться. С первого века по двадцатый наиболее заметные духовные лидеры всех христианских церквей твердят нам о важности молитвы. Настойчиво, постоянно. По всей вероятности, в их жизни это работает.
И говоря о молитве, я имею в виду не монотонное вычитывание непонятных и ментально далеких текстов, а попытку поговорить с Богом человеческим языком, своими словами.
Библия. Наблюдая в Фейсбуке, как люди спорят о правильном или неправильном понимании Священного Писания (христиан и иудеев), понимаешь, что Библия не утратила своей актуальности. Она все еще соединяет и разделяет людей. Чтение Библии полезно и необходимо. Для верующего человека Библия — находка, глубокий колодец, воду из которого невозможно вычерпать. В ней описана жизнь людей, которые уже пережили то, что переживаем мы сейчас. Нужно выработать в себе привычку читать эту книгу по возможности чаще.
Самообразование. Еще десять лет назад я бы написал лишь о чтении хороших книг, которые помогают и поддерживают нас. Но сегодня есть огромное количество не только книг, сейчас на Youtube можно найти множество христианских богословов, проповедников, философов, которые могут помочь наполнить нашу жизнь новыми смыслами и идеями. Хорошие книги, хорошие лекции поддерживают нас и очень обогащают. Этим не стоит пренебрегать.
Общение. Человек не может без общения. Ему нужны друзья. В трудные времена хорошо быть рядом с людьми, которые являются нашими единомышленниками, — проводить время вместе, гулять, навещать друг друга, обмениваться мыслями. Помогать друг другу. Эти простые вещи могут поддержать нас на нашем «таинственном острове».
Люди надежды
Нет ничего постыдного в том, чтобы верить, что некоторые проблемы в нашей жизни разрешатся. Апостол Павел писал римской общине: «а надежда не постыжает» (Рим. 5:5). Верующий человек надеется на Бога. Все, что вокруг него происходит, он пытается осмыслить через призму своей веры. Да, многое понять невозможно, но это не значит, что нужно жить без радости и надежды.
Нет никаких однозначных рецептов, как перестроить жизнь, из которой выпал храм. Но можно надеяться, что выпал он на время и что не выпала церковь. Границы ее людям неизвестны. И уж точно они не связаны с нашими «богословиями» и традициями. Поэтому быть в церкви — это значит быть среди верующих людей. И даже когда этих людей нет на горизонте, человек остается частью одного большого всемирного духовного сообщества — народа Божьего.И да, быть вне храмового богослужения или нехрамового — это отклонение. Но история учит нас, что и это можно пережить. И что иногда Бог может сорок лет водить нас по пустыне без надежды остановиться, окопаться. Что тут сказать, ох уж этот Бог!
В самую точку,болезненную…