История христианства в Литве для чайников. Часть 1
Первые миссионеры и формирование государства
Название государства Литва впервые в истории было упомянуто в 1009 г. в рассказе о христианской миссии. Летописец немецкого города Кведлинбурга к этому году относит такие события:
9 марта святой Брунон, именуемый Вонифатий, архиепископ и монах, на одиннадцатом году своего пострижения при границе Руси и Литвы («in confinio Rusciæ et Lituæ») был казнен язычниками и снискал небеса вместе с 18 своими спутниками.
Превращение балтийских племен в Литву (XI–XII вв.)
Таким образом начинается письменная история Литвы. Никто точно не знает, откуда появилось название «Литва» (лит. Льетува — Lietuva). Вероятно, оно связано со словом «плавить», «лить» (lieti), но одна из популярных научных версий гласит, что Лейты (Leičiai) — это было название элитного полка воинов-колонистов, которые сами могли получить название, например, от Летавской реки (Lietava) или от процесса плавления металла для изготовления оружия. В европейской истории Литва появляется как языческий край по соседству с русскими землями, в котором убивают христианских миссионеров.
В литовских и соседних землях жили разные племена, говорившие на языках балтийской языковой семьи: жмуды (жемайты), аукштайты, ятвяги, скальвы и др. Часть этих племен позже превратилась в этнические группы литовского народа, часть ассимилировалась с другими группами или народами. Сегодня кроме литовцев только один народ говорит на языке балтийской группы — латыши. Литовский и латышский языки похожи примерно как русский и сербский.
После крещения Руси края балтийских племен и финно-угров (севернее от балтов) оставались последними языческими землями Европы. Поэтому римские папы в 1198–1411 гг. объявляли многочисленные северные крестовые походы, целью которых было силой обратить местные племена в христианство. Так после падения балтийского племени пруссов на юго-западе от литовских племен появляется новое христианское государство, Тевтонский орден («крестоносцы»). После падения ливов на севере от литовских земель появляется Ливонское братство воинов Христа («меченосцы»). Литовские племена фактически оказываются в окружении христианских государств — крестоносцев, меченосцев, католической Польши и православных государств Руси. Именно в этом окружении, когда стоял выбор между тем, чтобы сдаться или сопротивляться, происходит объединение литовских племен в государство.
В феврале 1236 г. папа Григорий IX объявил крестовый поход против Литвы. В сентябре того же года армия меченосцев напала на северную Литву (Жемайтию), начала громить и грабить поселения. При попытке вернуться в Ливонию дорогу при Сауле (недалеко от современного Шяуляя) меченосцам перекрыла объединенная армия литовцев под руководством Викинта и Эрдвила. Литовцы разгромили армию агрессора и убили великого магистра ордена Волгуина (из-за чего в следующем году орден был упразднен и стал частью Тевтонского ордена). Литовские племена отстояли свою независимость и из разных племен стали единым целым.
Первый и единственный король Литвы — Миндаугас
Конечно, становление народа и государства — это процесс, а не единичное событие. Литовская государственность создавалась примерно с начала XIII в., битва при Сауле — свидетельство об укреплении единства этого государства. Существование этого государства закрепило (возможно, даже в том же году) объединение под единым правителем — Миндовгом (Миндаугасом).
Объединение государства было кровавым, через многочисленные внутренние битвы. В итоге Миндовг утвердил свою власть, но понимал, что без крещения литовскому государству не иметь будущего. Перед ним стоял выбор между католичеством и православием, двумя разными цивилизациями, который в будущем будет мучить еще многих правителей Литвы.
В 1251 г. Миндовг принимает католическое крещение, в 1253 г. по благословению папы римского Миндовга и его жену Марту (Морту) венчают на царство. Миндовг становится королем Литвы, а Литва — католическим королевством. Однако этому королевству не было суждено долго существовать, уже в 1263 г. родственники убивают Миндовга и страна снова погружается в хаос междоусобных войн.
Интересно, что один из убийц короля Миндовга (возможно, даже его сын), Довмонт (Даумантас), после кровавого переворота бежал в Псков и там принял православное крещение. Из-за его новой, примерной христианской жизни в Пскове посмертно его прославят как православного святого Довмонта Псковского.
Продолжение следует…