История христианства в Литве для чайников. Часть 5
Борьба за независимость и сегодняшняя ситуация
Хоть партизанское сопротивление советской власти и было окончательно подавлено в 1956 г., литовский народ дальше вынашивал надежду об освобождении. Уже в 1960-х гг. католические верующие собирали петиции и выражали несогласие с атеистической политикой государства, боролись за права верующих. В 1972 г. в знак протеста молодой хиппи Ромас Каланта поджег себя в Каунасе, в предсмертной записке написав: «В моей смерти вините только политический режим». Его похороны превратились в массовую демонстрацию против советской власти.
Движение за независимость Литвы
В том же году появилась «Хроника Литовской Католической Церкви», в 1976 г. — «Литовская Хельсинкская группа», в 1978 г. — «Католический комитет по защите прав верующих» и «Лига Независимости Литвы». Основным родом деятельности этих организаций было издание подпольной литературы, распространение разных отзывов и т.д. Многие участники диссидентского движения подвергались пыткам и заключениям.
В 1987 г. один из основателей «Лиги Независимости Литвы» Антанас Терляцкас и тайная католическая монахиня, редактор «Хроники Литовской Католической Церкви» Ниёле Садунайте, вместе с другими диссидентами решили организовать митинг против пакта Молотова–Риббентропа, вследствие которого СССР аннексировала Литву (сейчас день этого пакта — 19 августа — в Литве является официальным днем траура). Они начали обзванивать и обходить знакомых и звать их собраться у памятника Адаму Мицкевичу рядом с францисканским монастырем.
Несмотря на то, что некоторых организаторов КГБ задержала еще до митинга, 23 августа около памятника собралось около 500–1000 человек. Католический священник, узник совести Робертас Григас во время митинга публично осудил пакт Молотова–Риббентропа, заявив, что присоединение Литвы к СССР было незаконным. Другой спикер, Витаутас Янчаускас, директор государственного театра, громко выдвинул требование: отделение Литвы от СССР. Это был первый публичный митинг в ЛССР, на котором прозвучало это требование. На следующий год в митинге приняло участие уже 250 000 человек.
23 августа 1989 г., в день 50-летия подписания пакта, в акции протеста уже участвовали жители всех трех Прибалтийских республик — Литвы, Латвии и Эстонии. Жители республик выстроились в живую цепь, «Балтийский путь», длиной 670 км, объединяющую столицы республик Вильнюс, Ригу и Таллин. В демонстрации приняло участие около 2 миллионов человек, то есть фактически каждый четвертый житель Прибалтики.
В том же 1989 г. произошло другое историческое событие: советская власть вернула католической церкви ее главный кафедральный собор в Вильнюсе. В 1990 г. католическая церковь была восстановлена в правах.
Восстановление независимости
11 марта 1990 г. Верховный Совет ЛССР объявил о восстановлении независимости Литовской Республики. Но путь к независимости на этом не закончился.
В январе 1991 г. жители литовских городов заметили движение советской военной техники. Скоро подозрительное движение превратилось в военные действия — советские солдаты захватили дом печати и национальное радио. Мирные жители Вильнюса вышли защищать своими телами от захвата телебашню, парламент и другие важные здания. В других городах граждане пошли к местным почтам и самоуправлениям. В кровавую ночь 13 января погибло 13 человек.
Защищать независимость Литвы стало не только католическое и протестантское духовенство, но и местная Православная церковь. За независимость выступил митрополит Виленский и Литовский Хризостом, призвав русских солдат не применять силу против мирных жителей и не выполнять преступных приказов руководства. Выступали и другие православные священники, в частности, иеромонах Иларион Алфеев (сейчас митрополит Будапештский и Венгерский).
После кровавой ночи 13 января Горбачёв дал приказ войскам отступить. Но отдельные столкновения продолжались и дальше, например, советские солдаты жгли литовские таможни и убивали таможенников. В серии этих нападений особенно трагическим было нападение на литовский таможенный пункт под Мядининкаем.
31 июля 1991 г. на таможенный пункт напал ОМОН. Они жестоко убили 7 таможенников, еще один таможенник, Томас Шярнас, чудом выжил после выстрела в голову.
Это случилось за день до свадьбы Томаса. Свадьбу пришлось отложить на 699 дней — реабилитация была длительной, он до сих пор может передвигаться только с помощью инвалидной коляски. Однако Томас обретал дополнительные силы в вере во Христа.
В 1997–2002 гг. Томас Шярнас изучал протестантское богословие и религиоведение в разных университетах Литвы, в 2001 г. был рукоположен в сан диакона, в 2002 г. — в священника Реформатской церкви Литвы (кальвинистов). С 2010 по 2019 г. занимал должность главы (генерального суперинтенданта) этой церкви.
Сегодня. Рефлексия над всем изложенным
После восстановления независимости Литвы в республике появилась свобода религии. Традиционные конфессии активно развивались, возникло много новых протестантских течений. И появилась искренняя межконфессиональная дружба.
Наверное, многих христиан объединяло то, что они вместе стояли у истоков независимости Литвы. Я не умаляю значения и неверующих диссидентов, но хочется подчеркнуть важную роль христианских общин — и католиков, и протестантов, и православных. Православное духовенство под руководством митрополита Хризостома играло важную роль в диалоге с русской общиной Литвы.
Мне как православному христианину, конечно, очень печально, что весь «бонус» доверия к Русской православной церкви в Литве был растерян в 2022 г. после начала новой фазы войны в Украине. Конечно, неправославные литовцы с подозрением смотрели в сторону Православной церкви уже после вторжения России в Украину в 2014 г., но после того, как в 2022 г. местная Церковь показала полную лояльность поддерживающему войну патриарху Кириллу, многие справедливо начинали вспоминать и положительное отношение советской власти к православию во времена Советской Литвы, и лозунги «самодержавие — православие — народность Российской империи».
Как говорил доныне живущий активный антисоветский диссидент священник-францисканец Юлюс Саснаускас, он надеется, что в Литве еще появится «православие без имперского шлейфа». К сожалению, после обозрения истории христианства в Литве становится совершенно понятным, что Русская православная церковь во всей этой истории выглядит неприглядно и русской православной общине рано или поздно неизбежно придется переосмыслить эту историю.